Часть полного текста документа: Роль языка в становлении личности человека Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних и сегодняшних учеников? Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального достояния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения. Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия действительности. Любопытно, что умение соотнести слово с действительностью академик И.П.Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума. Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей публичной лекции: "Русская мысль... не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни". (И.П.Павлов "О русском уме" "Литературная газета" . 1981 год, N30). Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся (на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приводили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизированной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в просвещенческие проблемы. Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия, жестко регламентированные модели отношений. Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а з у ю щ е й , направленной на развитие и совершенствование культуры личности и общества в целом. По результатам проведенного анкетирования учащихся разных возрастных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реализуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования. Достижение этой цели возможно при наличии профессионально-коммуникативной компетентности учителя. В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный о б л и к , к у л ь т у р ал и ч н о с т и , так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине. Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слушать другого человека. Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности. ............ |