Часть полного текста документа:Язык тела и политика: символика воровских татуировок Алексей Плуцер-Сарно 1. "Фрак с орденами" Покрытое татуировками тело вора в законе является прежде всего, как это ни странно, языковым объектом. Тату - это уникальный язык символов и передаваемые в устной традиции правила их "чтения". Язык этот подобен своей эзотеричностью воровскому арго и играет похожую роль - кодирует тайную воровскую информацию от непосвященных "фраеров". Как и в арго, в котором нейтральные литературные слова оказываются наделенными особыми "узкопрофессиональными" значениями, татуировка также использует обычные, на первый взгляд всем знакомые аллегорические изображения (обнаженная женщина, черт, горящая свеча, темница, змея, летучая мышь и т. д.) для передачи "тайного" символического знания. Язык этот предельно социален, предельно политизирован. Татуированное тело вора "изображает" как бы официальный мундир, покрытый регалиями, орденами, знаками чинов и отличий. Не случайно на воровском жаргоне традиционный набор татуировок называется "фрак с орденами". Это выражение есть в словаре воровского арго Д. С. Балдаева (Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. М., 1992). Таким образом, об изображении мундира можно говорить в буквальном смысле. Так, например, существует множество наплечных татуировок, которые изображают самые настоящие эполеты (см. тату № 554, 555, 556 данного собрания) или погоны со звездами или черепами (см. тату № 10-12 в словаре Д. С. Балдаева, С. 464). Встречаются здесь даже германские погоны армии фюрера (Там же. № 9). На теле также изображаются перстни, нательные кресты с цепочкой, кандалы, кистевые браслеты, нагрудные звезды и короны. Причем, например, поперечные опоясывающие линии на пальцах называются на жаргоне именно "перстнями". Фактически весь послужной список вора, вся его биография воплощается в таких татуировках. Здесь все его взлеты и падения, назначения на новые должности и разжалования, тюремные "командировки" и переходы на новую "работу". Воровские татуировки - это одновременно и "паспорт", и "досье", и "орденские книжки", и "грамоты", и "эпитафии". То есть это комплекс официальных бюрократических документов. Естественно, что человек, не имеющий татуировок в мире воров, не имеет вообще никакого социального статуса, как бы вообще не существует. На воровском арго такой человек называется "петушок", то есть он мгновенно приобретает статус лагерного "чухана". Первое разделение новоприбывших в зоне - на имеющих тату "раковых шеек" и не имеющих их "петухов" (ср.: "Я попал к "раковым шейкам" мгновенно, едва только снял рубашку. Надзиратель увидел на моем плече крестовый туз, прищурился и выразительно махнул рукой: выходи!" "Петушки к петушкам, а раковые шейки - в сторону" - так на жаргоне формулируется эта процедура". М. Демин. Блатной. М., 1991). Человек, непосвященный в тайный смысл воровских татуировок, воспринимает их как хаотический набор случайных знаков (ср.: "Охотно татуируют себя преступники и проститутки - первые вследствие праздности тюремной жизни, стадной подражательности, желанием порисоваться перед товарищами..."Л. Штернберг. Татуирование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 64. С. 682). В действительности тело вора представляет собой не разрозненный набор "картинок", а целостный и сложнейшим образом организованный речевой акт. ............ |