Содержание
Введение
Глава 1. Терминология
1.1 Понятие "термин" и его основные признаки
1.2 Особый раздел языкознания – терминология
1.3 Нормы в терминологии, способы образования терминов
1.3.1 Положение терминов на современном этапе языкознания
1.3.2 Нормы в терминологии: основные и факультативные
1.3.3 Классификация терминов
1.3.4 Межнаучные термины
Глава 2. Использование терминов в речи. Иллюзия понимания
2.1 Переход терминов из научного в общее
2.2 Неуместное употребление малопонятных слов
Заключение
Список литературы
Введение
В общем пространстве полифункционального и полиструктурного литературного языка вычленяется особая функциональная разновидность, обслуживающая профессиональную сферу общения. В настоящее время наметилась тенденция перехода данной лексики (отдельных слов) в общее употребление, употребление в выступлениях и СМИ. Именно в связи с этим явлением и возникли трудности. Так, язык публичных выступлений и современных СМИ представляет собой, скорее всего смесь различных лексических групп. Самое важное в этом – правильное употребление такой лексики адресантами и правильное декодирование адресатами. В данной работе будет рассмотрено использование особого пласта лексики – терминов.
Таким образом, работа построена в соответствии с поставленной целью – показать, как правильно и уместно употреблять термины в публичной речи и СМИ. В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию "термин", обозначить его основные характеристики;
2. Выявить закономерности развития терминологии, тенденции, нормы;
3. Показать основные виды терминов и способы их образования;
4. Рассмотреть причины использования терминов вне специальной сферы;
5. Привести яркие примеры употребления терминов в публичных выступлениях и СМИ;
6. Сделать выводы и дать рекомендации по правильному использованию терминов в речи.
К сожалению, иной раз авторы, употребляя малопонятные слова (здесь – термины), мало задумываются над их значением и написанием, а данные слова только вводят в заблуждение и приводят к затуманиванию речи, к иллюзии понимания сообщения. Появляется даже такие понятия как лингвистика лжи, лингвистика демагогии, речевое воздействие и т.д. Феномен расплывчатости и его лексические, синтаксические, логико-текстовые корреляты нуждаются в тщательном анализе, так как важен учет именно этого фактора в риторической деятельности. Последняя носит двоякий характер – не только продукции изящной мысли в слове, но и детекции лжи и фальши чужой речи, невозможности позволить сбить себя на деятельность, ненужную себе и обществу. В этом и заключается актуальность данной работы: попробовать упорядочить высокочастотное использование терминов в речи современными ораторами и журналистами, чтобы их речь оставалась красивой, понятной и информативной, сделать этот процесс оправданным.
Работа состоит из двух частей: 1) теоретической, в которой рассматриваются нормы, предъявляемые к терминам, способы образования, классификация, а также новшества в этой области; 2) практической, где, анализируются выдержки из газетных текстов и публичных выступлений, на основе первой части рассматривается их употребление. ............