Часть полного текста документа:Язык и этническая идентичность национальных меньшинств в современной России Э. В. Хилханова В многочисленных исследованиях, затрагивающих так или иначе данную тему, понятие этнической идентичности зачастую употребляется без какой-либо дефиниции, видимо, из-за кажущейся простоты. Действительно, для определения того, что есть этническая идентичность, достаточно ограничиться короткой формулой "ощущение принадлежности индивидуума к какому-либо этносу, отличному от других". Однако, помимо этого, представляется необходимым определить внутренние категории данного понятия, его структуру, поскольку этническая идентичность не является понятием монолитным. В целом, обобщив литературу по данному вопросу, будем исходить из того, что этническая идентичность как многопризнаковая система состоит из следующих компонентов, некоторые из которых являются спорными: 1) антропологический тип; 2) язык и его диалекты, отношение к языку и разным формам его существования; 3) самоназвание; 4) общность материальной и духовной культуры; 5) общность религии; 6) формы, стереотипы поведения; 7) тип социальных связей; 8) установки по отношению к другим этносам; 9) общее прошлое; 10) модально-эмоциональные аспекты (чувство национальной гордости, обида за свой народ и т.п.). Этническая идентичность, как и сам этнос, обладает иерархичной структурой. Еще Л. Н. Гумилев, определяя структуру этноса, приводил пример, что карел из Тверской губернии в своей деревне называет себя карелом, а приехав учиться в Москву - русским, потому что в деревне противопоставление карелов русским имеет значение, а в городе не имеет, т.к. различия в быте и культуре столь ничтожны, что скрадываются. Но если это не карел, а татарин, то он будет называть себя татарином, ибо былое религиозное различие углубило этнографическое несходство с русскими. Чтобы искренне объявить себя русским, татарин должен попасть в Западную Европу или Китай, а в Новой Гвинее он будет восприниматься как европеец... Таким образом, осознание и реализация этнической идентичности не инвариантно, а контекстуально обусловлено и изменяется в зависимости от ситуации. В данном докладе делается попытка рассмотреть только один параметр этнической идентичности национальных меньшинств в современной России, а именно язык. Во всей обширной литературе, так или иначе рассматривающей вопросы этничности, считается аксиомой, что язык является одним из важнейших, а, может, и самым важным этноконсолидирующим признаком идентичности. Так ли бесспорно это утверждение, если мы рассмотрим реальные факты российской действительности? Автор считает, что 70-летняя советская история создала специфический феномен в области соотношения языка и этнической идентичности, а именно:язык должен считаться не облигаторным, а скорее, факультативным компонентом структуры этнической идентичности. Для доказательства данного тезиса рассмотрим, например, Республику Бурятию, где ситуация является типичной для Российской Федерации во всех отношениях: во-первых, представители титульной и коренной национальности являются в республике национальным меньшинством; во-вторых, буряты, как и многие другие национальные меньшинства, говорят преимущественно по-русски. ............ |