Часть полного текста документа:Язычество и христианство в Чечне. http://www.chechnyafree.ru/images/photo/1/200.jpg В разные исторические эпохи менялись религиозные верования предков чеченцев и ингушей (вайнахов, нахов). Со времен хуррито-урартских государств (III-I тысячелетии до н. э.) пришло язычество. У каждого явления природы, у каждого небесного светила был свой бог. Люди приносили жертвы богу солнца, дождя, войны, любви, плодородия. Имена некоторых богов дошли до наших дней как чеченские мужские и женские имена: Халад, Ану, Аштати, Нанна, Кибела, Кужух и другие. Еще одна память о язычестве - принятые у чеченцев клятвы. Например: "клянусь золотым солнцем", "клянусь землей", "клянусь хлебом". О языческом и христианском прошлом предков чеченцев и ингушей рассказывают легенды и предания, памятники древней и средневековой материальной культуры, открытые археологами. Три древнейших христианских храма - Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский - находятся в Ассиновском ущелье. Похожие храмы и церкви, согласно преданиям, были и в других местах горной части Чечни. Самым большим был храм Тхаба-ерда. Его площадь превышает 100 квадратных метров. В храме обнаружена каменная купель для крещения, а под полом и у стен богатые христианские захоронения. Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком н.э. Его строили грузинские зодчие, замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе. Историк М.Б.Мужухоев ("Проникновение христианства к вайнахам") предполагает, что храм Тхаба-Ерды был возведен на месте языческого капища, посвященного божеству "Тхаба". http://www.chechnyafree.ru/images/photo/1/198.jpgЭто имя по этимологии можно сопоставить с древним нахским языческим божеством "Тхьа". Процесс христианизации чеченцев и ингушей продолжался в период правления грузинской царицы Тамары (1184-1207 гг.) На это, в частности, указывает появление вблизи от центрального храма Тхаба-Ерды двух новых церквей, а также многочисленные находки христианских крестов. Чеченское название креста "жаар" созвучно грузинскому "джвари", что подтверждает теорию о проникновении христианства на Северный Кавказ через Грузию. http://www.chechnyafree.ru/images/photo/1/193.jpgГрузинско-чеченские связи периода христианизации подтверждены и находками на территории Чечено-Ингушетии древних пергаментных рукописных псалтырей, в которых использовался грузинский алфавит. Один из них, хранившийся в храме Тхаба-Ерды, был обнаружен в конце 19 в. Другой - был найден в начале 20 века в святилище Маго-Ерды в горной Ингушетии. Кроме того, некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из грузинского христианского календаря. Это - понедельник, пятница, суббота и воскресенье. Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились такие имена, как Адам и Хава (Ева). В период христианизации на территории современной Чечни местными мастерами были сооружены святилища, посвященные местным святым, схожим с известными христианскими. Таков, например, храм Тамышь-Ерда, в честь святого, воплотившего в себе некоторые черты святого Георгия. Архитектура этих храмов несет влияние христианского зодчества. Период христианизации был в исторической перспективе весьма недолгим. В 13 веке татаро-монголы нанесли сокрушительный удар по Грузии, и миссионерская деятельность грузинской церкви среди кавказских горцев прекратилась. Татаро-монгольское нашествие пагубно сказалось и на жизни других народов Кавказа, в том числе чеченцев. ............ |