Часть полного текста документа: Взаимосвязь математических способностей и уровня тревожности Содержание. Введение Глава теоретическая Понятие способностей Математические способности Структура математических способностей Типы математических складов ума Возрастные особенности математических способностей. Половые различия в характеристике математических способностей. Тревожность. Анализ и состояние проблемы. Типический черты школьников математического класса. Глава практическая Программа исследования Основные результаты и выводы Заключение Библиография Приложение Глава теоретическая. 1.1. Понятие способностей. Изучение познавательных особенностей, лежащих в основе овладения знаниями, - одно из главных направлений в поисках резервов повышения эффективности школьного обучения. Перед современной школой стоят задачи дать общее образование, обеспечитъ развитие общих способностей и всемерно поддерживать ростки специальных дарований. При этом необходимо учитывать, что обучение и воспитание "оказывают формирующее влияние на умственные возможности подростков не непосредственно, а через внутренние условия - возрастные и индивидуальные."( ) Под способностями, по Теплову, понимаются индивидуально-психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения знаний, навыков, которые, однако, и не сводятся к этим особенностям. В качестве природных предпосылок развития способностей рассматриваются анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы типологические свойства нервной системы, соотношение 1 и 2 сигнальных систем, индивидуальные особенности строения анализаторов и специфика межполушарного взаимодействия. Один из самых сложных вопросов психологии способностей - вопрос о соотношении врождённого (природного) и приобретённого в способностях. Основным положением в отечественной психологии в этом вопросе является положение о решающем значении социальных факторов в развитии способностей, ведущей роли социального опыта человека, условий его жизни и деятельности. Психологические особенности не могут быть врождёнными. Это целиком и к способностям. Они формируются и развиваются в жизни, в процессе деятельности, в процессе обучения и воспитания. А.Н.Леонтьев говорил о необходимости различать у человека два рода способностей природные или естественные (в своей основе биологические, например способность быстрого образования условных связей )и способности специфически человеческие (общественно-исторического происхождения ). "Человек наделён от рождения только одной способностью - способностью к формированию специфических человеческих способностей." ( ) В дальнейшем речь будет идти только о специфически человеческих способностях. Решающую и определяющую роль играют общественный опыт, социальное воздействие, воспитание. ............ |