ФИЛИАЛ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. МИНСКЕ
Специальность «Психология»
Заочное отделение
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
Научный руководитель:
кандидат психологических наук
Антипова Н.Е.
Минск 2008
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы образования во всем мире становятся приоритетными, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Перед нами стоит стратегическая задача воспитания новой личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей, государств и всей планеты.
В новых условиях профессиональная привычка, неуверенность в новых подходах к образованию, некомпетентность, а иногда и личная несостоятельность представляют собой серьезные психологические барьеры в совершенствовании индивидуального стиля деятельности учителя, в создании уникальной и гуманистической обучающей технологии взаимодействия с учащимся.
Личность учителя в педагогической деятельности - это личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности (И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов).
Обновляемое в инновационной деятельности российских учителей образование (обучение и воспитание), имеющее значительный позитивный опыт основано на дидактической теории и все еще остается массово-репродуктивным, а не индивидуально-творческим (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова).
Вместе с тем, перед современным учителем стоит задача опережающего научного прогнозирования тех условий, в которых он может стать подлинно независимой и ответственной личностью, способной преодолевать внешние влияния и пределы заданного и интегрировать на уровне своего индивидуального стиля деятельности достижения мировой педагогической науки и практики.
Актуальность темы исследования. В современном образовании существует противоречие между объективно растущими требованиями к индивидуальному педагогическому стилю деятельности как показателю развития творческой индивидуальности, профессиональности, компетентности учителя и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ индивидуального стиля деятельности, отсутствием сравнительного анализа индивидуального педагогического стиля деятельности в различных культурах и системах образования. Это определило актуальность исследования.
Цель исследования: определить взаимосвязь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Выявить уровень эмоционального выгорания у учителенй-предметников;
3. Определить стиль педагогической деятельности у учителенй-предметников;
4. Выявить связь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников;
5. Сделать свои обобщения и выводы по данной теме. ............