ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Институт педагогики, психологии и социологии
Психолого-педагогический факультет
Кафедра общей педагогики
Хромова Анастасия Михайловна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ
И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ СЕЛА
(НА ПРИМЕРЕ НАЗАРОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
(дипломная работа)
Допустить к защите: Научный руководитель:
зав. кафедрой общей педагогики,
зав. кафедрой общей педагогики,
к. филос. н., проф. к. филос. н., проф.
Лукина А.К
Подпись:
Красноярск 2008
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Школа в социально-культурной сфере села. 6
1.1.Особенности социально-культурной среды современного российского села 6
1.2.Школа как образовательный институт. 13
1.3.Особенности организации и функционирования сельских школ России. 22
Глава 2. Анализ места школы в социально-культурной системе села (на примере Назаровского района Красноярского края) 30
2.1.Социальная ситуация развития сельского школьника. 30
2.2.Особенности социально-образовательной системы Назаровского района Красноярского края. 36
2.3.Характеристика системы образования в районе. 44
2.4.Участие сельского социума в развитии образования на селе. 50
2.5.Сельская школа как социальный культуросберегающий центр села. 55
Выводы.. 62
Литература. 63
Приложение 1. 67
Приложение 2. 73
Приложение 3. 97
Введение
Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно – ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения.
Особой территорией России является Сибирь, имеющая свои природно-географические, социально-экономические, культурные особенности, влияющие на развитие образования. В настоящее время Сибирь становится регионом приоритетного социально-экономического развития (в связи с важностью занимаемого геополитического положения между Европой и Азией).
Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства на период до 2010 года.
Важное место в социальной системе села, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Сельская школа в образовательном пространстве России составляет 70,4 % от числа общих образовательных школ; в сельской местности обучается 28,8 % учащихся и работает 41 % педагогических кадров страны.
Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции в селе выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности человека, существующие нормы, обычаи и традиции, семья и родители, деятельность, в которую включается ребенок, средства массовой информации, литература и искусство, учреждения культуры и дополнительного образования и т.д. ............