Часть полного текста документа:Взаимодействие Минсвязи с филерами Ушли, казалось бы, в прошлое, незабываемые советские времена, когда все мы знали, что наши телефонные разговоры, да и не телефонные тоже, могут абсолютно бесконтрольно, безнаказанно и произвольно прослушивать чекисты. О праве на неприкосновенность частной жизни тогда почти никто и не помышлял. Иное дело теперь -есть Закон "Об оперативно розыскной деятельности", в котором сформулировано, что "Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции". Иными словами, не должны более опера беспардонно вмешиваться в мою частную жизнь, не должны из любопытства или на всякий случай читать мои письма, подслушивать мои телефонные переговоры, перехватывать сообщения по электронной почте и факсы, следить за моими контактами в "Интернете". Они, конечно, могут все это делать -т.е. ущемлять мои права - но только с разрешения суда, если убедят судью, что моя персона и моя деятельность обосновано заслуживает внимания с точки зрения пресечения преступной деятельности. Оставим за скобкой то обстоятельство, что в законе отсутствуют критерии, которыми судья должен руководствоваться при принятии решения о достаточной или недостаточной мотивированности обращения в суд за разрешением о нарушении прав граждан. И не будем обсуждать практику выдачи таких постановлений -мы знаем, что суд наш самый независимый и гуманный в мире. И запомним, что в новой редакции закона записано: "Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации". Но вот беда, в том же Законе записано: "По результатам рассмотрения указанных материалов (обоснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, ущемляющих права граждан -прим. автора) судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативнорозыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов". О многом полезном еще сказано в Законе. Не указана мелочь -что делать с полученным разрешением на ущемление прав граждан. И трактуется это молчание в пользу служб, проводящих оперативно-розыскные мероприятия. Они имеют разрешение, а в соответствии с Приказом Минсвязи " 25 от 18 февраля 1997 года операторы связи обязаны предоставлять ФСБ возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Законом. Но ни в каких документах проверка наличия у спецслужб разрешения суда с печатью на проведение оперативно-розыскных мероприятий не предусмотрена. Более того, в технических требованиях к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС, на сетях документальной электросвязи, на подвижных телефонных сетях, на пейджинговой связи и не предусматривается такое. ............ |