Часть полного текста документа: Взаимодействие философии и науки в период нового времени В каждый исторический период в понятии науки выражается самосознание науки, в нем воплощено исторически обусловленное понимание идеала научного знания, способов его обоснования, целей и средств - одним словом, всего того, что отличает науку от других форм общественного сознания. Раскрыть содержание понятия науки невозможно, не обращаясь как к конкретному анализу истории самой науки, так и более широкой системе связи между наукой и обществом, наукой и культурой: наука живет и развивается в тесном контакте с культурно-историческим целым. Рассмотрим становление науки в период Нового времени кратким обзором философских взглядов на науку наиболее выдающихся представителей того времени: 1. Леонардо да Винчи Великий Леонардо да Винчи (1452-1519) имел настолько универсальный круг интересов, что практически нельзя назвать область деятельности, которую он бы не затронул. Естественно, не обошел он своим вниманием и философию, более того, король Франциск I называл его "величайшим философом". Применительно к теме данной работы интересны его представления об опыте и знаниях. В процессе обучения в мастерской Верроккьо (1470) формируется его представление об опыте. Понятие опыта как направленной на познание практической деятельности сочетается с пониманием того, что "никакое человеческое исследование не может привести к истинному знанию, если оно не опирается на математические доказательства"/1, с.6-7/. С его точки зрения, простого опытного наблюдения недостаточно, так как природа содержит отношения, не познаваемые опытным путем. Отношения эти могут быть поняты в том случае, если причины их будут раскрыты в "умозрительном рассуждении". Если кратко выразить представления Леонардо его словами цитатами, то можно сказать, что "природа изобилует бесконечным числом причин, которые никогда не проявлялись в опыте"; "любое наше знание берет начало от чувства"; "чувства имеют земную природу, разум находится вне, созерцая их"; "наука - это капитан, практика - матросы"/1,6-7/. Для познания природы Леонардо отталкивается от опыта. Природа предоставляет чувствам результаты, скрывая причины. Для вскрытия причин человек прибегает к "умозрительным рассуждениям", для проверки которых снова обращается к опыту. Для выявления причин используется "математика" - наука, которая вскрывает отношения необходимости между различными явлениями, то есть причины, которые "никогда не проявлялись опытным путем". Таким образом, Леонардо можно считать методологическим предшественником аналитико-синтетического метода Галилея, хотя и не все историографы согласны с такой трактовкой. 2. Бернандино Телезио Бернардино Телезио (1509-1588), итальянский философ-натуралист, в своей основной работе "О природе вещей согласно ее собственным началам" выдвинул тезис о выделении физики как строго автономной области знания. Само название его труда говорит о том, что природа в себе самой имеет принципы своего строения и объяснения этих принципов. Не отрицая наличия трансцендентного Бога, души и прочих метафизических категорий, Телезио разграничивает физику и метафизику. В отличие от физики Аристотеля, которая основывалась на метафизических построениях, физика Телезио основывается на чувственном восприятии природы. ............ |