Часть полного текста документа:Выявление и разрешения кризисных ситуаций в компании Ни одна организация не может гарантировать себя от серьезных проблем. Компании, вкоторых работают тысячи людей, ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными проблемными ситуациями, связанными с "человеческим фактором". К ниммогут относиться как отдельные неприятные инциденты, так и намечающиеся негативные тенденции. Наличие подобного рода проблем является неотъемлемойчастью деятельности любой компании. Однако говорить о том, что сложилась кризисная ситуация можно лишь в тех случаях, когда она влечет или может повлечь засобой весьма серьезные последствия, угрожающие престижу, нормальному функционированию или даже самому существованию Компании. 1. Типы проблемных ситуаций К числу проблемных ситуаций, которые при определенных обстоятельствах могутперерасти в кризисные, стоит отнести: - падение дисциплины сотрудников; - высокий уровень текучести кадров; - стрессовые состояния или психофизиологические "срывы" сотрудников; - конфликты. Разумеется, речь идет не об индивидуальных случаях отмеченных типов, которые могут вызыватьсясубъективными причинами, а о выявленных тенденциях к повторяемости подобных случаев, требующих анализа и вмешательства. Выявление указанных тенденцийтребует постоянного отслеживания кадровой ситуации в Компании. 2. Возможные причины возникновения кризисных ситуаций с кадрами Компании При всем многообразии и уникальности возникающих проблем в работе с кадрами можно, тем не менее, выделить наиболее типичные причины их появления. По типам ситуаций, приведенных выше, в качестве таких причин могут, в частности,выступать следующие. Причины снижения дисциплины сотрудников Компании: - общее снижение уровня "корпоративной морали" сотрудников Компании за счет утраты или"размывания" в сознании сотрудников целей Компании, а также в случае пренебрежения ими в пользу сугубо личных целей и интересов; - неудовлетворительное состояние межличностного взаимодействия сотрудников и руководства, наличие "барьеров общения" между ними, отсутствиеатмосферы взаимного доверия и адекватной обратной связи; - нестабильный, "рваный" ритм работы, отсутствие "гладкогорабочего потока": частые авралы, чрезмерный объем ненужной или малопонятной сотрудникам бумажной работы, неоправданно частое изменение установившихсяпроцедур принятия решений, отсутствие устойчивой "рутины", перебои в получении необходимых материалов и денежных выплат, чередование слишком жесткихмер с попустительством и т.п.; - отрицательные примеры поведения руководителей подразделений:непоследовательность в требованиях и оценках эффективности, наличие "двойного стандарта" поведения, отсутствие подлинной идентификации сподчиненными и пр. - чрезмерно строгие правила, провоцирующие страх потери рабочего места, излишневольное толкование дисциплинарных требований на грани произвола со стороны руководителя, а также неоправданное обилие дисциплинарных правил и ограничений. Причины высокой текучести кадров в Компании: По отношению к тем сотрудникам, которые покидают Компанию, пробыв в ней сравнительно недолго(скажем - несколько месяцев), можно говорить, прежде всего: - о недостатках в системе подбора кадров (неадекватное информирование кандидата о характере иусловиях предстоящей работы, отсутствие необходимых деловых и личных качеств у кандидата и т.п.); - о дефектах процедуры "вхождения в работу" нового сотрудника или слабом психологическом сопровождении этого процесса. Что же касается ухода из Компании ее "ветеранов", то причины этого могут быть болееиндивидуальными и разнообразными, концентрируясь, в основном, вокруг разного рода "неоправдавшихся ожиданий" (карьерного роста, материальноговознаграждения, возможности самореализации), психологической несовместимости с коллегами или руководством, утраты ощущения собственной значимости в рамкахКомпании и т.п. Причины стрессов и эмоциональных срывов, связанных с работой в организации Стресс переживается как сугубо индивидуальная проблема сотрудника и может быть вызвансамыми различными обстоятельствами: тяжелым жизненным "контекстом" сотрудника, его индивидуальной психологической уязвимостью, а также конкретнымистресс-факторами, связанными и не связанными непосредственно с выполняемой работой. ............ |