РЕФЕРАТ
на тему: Высшее образование в России XIX века
Содержание
Введение
1. Высшее образование при Александре I
1.1 "Дней Александровых прекрасное начало…"
1.2 Устав 1804 года
1.3 Профессорско-педагогический состав, его культурный и научный уровень
1.4 Кризис университетов 20-х годов
2. Высшее образование во второй четверти XIX века
2.1 Граф С.С. Уваров и устав университета Св. Владимира
2.2 Общий устав императорских российских университетов
2.3 Преобразования в Императорском С. - Петербургском университете
2.4 Студенческие кружки
3. Высшее образование в 50-е годы XIX века
4. Образовательная система пореформенной России
4.1 Устав 1863 года
4.2 Расширение сети высших учебных заведений
4.3 Структура университетов пореформенной России
4.4 Подготовка профессорских кадров
4.5 Пересмотрение устава 1863 года и утверждение устава 1884 года
Заключение
Литература
Введение Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в XVIII в. он был крайне невысок. Еще при Петре была сделана первая попытка создания университета при Академии наук - попытка, приведенная в исполнение уже после его смерти; в 1726 г. были выписаны из-за границы профессора, но их оказалось больше, чем студентов; студенты набирались принудительным порядком из учеников духовных академий, семинарий, и дело шло плохо. В 1755 г. выдающимся событием в жизни страны стало создание первого в России Московского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова. Правда, вновь учрежденный университет не скоро приобрел значение настоящего рассадника образования в России - сначала его постигла та же судьба, что и первый петровский университет: студентов было мало, и в самом же начале существования ему пришлось пережить годы упадка.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Восстание декабристов в 1825 году оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи, в том числе и на образование. Сильный толчок культурному развитию России дала и вторая половина XIX века - эпоха Освобождения. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием.
Таким образом, вступление России в новый период своего исторического развития в XIX веке потребовало проведения социально-экономических преобразований во всех сферах жизни, в том числе и в сфере высшего образования. Это была объективная необходимость, этого требовали новые условия хозяйственной и общественной жизни России.
Тема высшего образования в России для меня, как для студентки педагогического вуза, очень актуальна. Более того, актуальность этой темы определяется и тем, что интерес к ней вызывается процессами, которые происходят в современной системе высшего образования России (проблемы государственного финансирования, благотворительность, платность и прочее). ............