Часть полного текста документа:Выпускной экзамен Президента. Б.А. Макаров, политолог, Москва В пакете федеральных законов, регулирующем избирательное право России, до сих пор отсутствуют два важнейших правовых механизма. Первый механизм - досрочный отзыв избирателями депутатов различного уровня и иных лиц, занимающих государственные должности в результате победы на выборах. Отсутствие такого механизма нарушает процесс непрерывного контроля за их работой. Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям с помощью голосования отстранять от должности избранных или назначенных должностных лиц. Досрочные выборы должностного лица в связи с отзывом, как и референдумы, являются одной из форм "прямой демократии". При отсутствии закрепленного законом механизма досрочного отзыва лиц, занимающих выборные должности в законодательных, исполнительных и представительных органах власти, контроль избирателей за их работой является не постоянным, а периодическим. Период контроля зависит от срока полномочий гражданина, занимающего выборную должность. Правом досрочного отзыва лица, занявшего свою должность в результате победы на выборах, могут наделяться либо все зарегистрированные избиратели, либо избиратели, принимавшие участие в последних выборах, либо только те избиратели, которые голосовали на выборах за кандидата, одержавшего победу на выборах. Такой механизм позволяет каждому рядовому избирателю в любой определенный законом момент времени отозвать свой голос, отданный на выборах за конкретного президента, депутата, сенатора, конгрессмена, губернатора, мэра и т.д. Голосование по отзыву должностного лица, не оправдавшего доверия избирателей, оказавшегося нечестным, безответственным или некомпетентным, является важным "предохранительным клапаном" демократического государства. По своей сути отзыв лиц, занимающих государственные посты, является отменой результатов предыдущих выборов. Такая практика несет в себе возможность злоупотреблений и может создать атмосферу нестабильности в избираемых органах власти. Таким образом, процедура отзыва не должна быть чрезмерно простой с точки зрения ее практического осуществления, также она не должна допускать возможность чересчур частого ее применения. Но в то же время процедура отзыва в ряде случаев является жизненно необходимой для страны, региона, города и т.д. Например, осенью 2005 года средства массовой информации сообщали, что оппозиционные депутаты законодательного собрания (парламента) Свердловской области бойкотировали его заседания, в результате чего было невозможно утвердить бюджет области на 2006 год. Отсутствие утвержденного бюджета могло парализовать всю экономическую жизнь региона. Поэтому, процедура отзыва может быть инициирована как в отношении одного должностного лица, так и в отношении коллективного органа. Например, в некоторых землях ФРГ, существует специфический институт голосования (референдума) о досрочном роспуске парламента. Это тоже специфическая разновидность отзыва. Второй механизм - оценка итогов деятельности лиц, занимавших выборные должности. В последние годы избирательные компании во многие органы власти часто проходят по одному и тому же сценарию. На один и тот же выборный пост претендует добрый десяток кандидатов, часто даже непонятно откуда появившихся. ............ |