Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра “Автоматика и телемеханика”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине: «Программирование на языке высокого уровня»
на тему: «Вычисление определителя матрицы прямым методом»
Выполнил: студент группы 260661
Ю.В. Красов
Проверил: ассистент кафедры АТМ
А.С. Карцева
Тула 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ЧИСЛЕННОГО МЕТОДА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
1.1 Определение матрицы
1.2 Определение детерминанта
1.3 Метод исключения Гаусса. Вычисление определителя методом исключения
2. АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
2.1 Структура алгоритма и данных
2.2 Схема алгоритма
3. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ
3.1 Описание переменных и структур данных
3.2 Текст программы на языке Pascal
4. ТЕСТОВАЯ ЗАДАЧА
4.1 Математическое решение задачи
4.2 Решение, полученное с использованием разработанного программного обеспечения
5. ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная математика ориентирована на использование компьютеров для прикладных расчетов. Любые математические приложения начинаются с построения модели явления (изделия, действия, ситуации или другого объекта), к которому относится изучаемый вопрос. Классическими примерами математических моделей могут служить определенный интеграл, уравнение колебаний маятника, уравнение теплообмена, уравнения упругости, уравнения электромагнитных волн и другие уравнения математической физики и даже модель формальных рассуждений – алгебру Буля.
Основополагающими средствами изучения математических моделей являются аналитические методы: получение точных решений в частных случаях (например, табличные интегралы), разложения в ряды. Определенную роль издавна играли приближенные вычисления. Например, для вычисления определенного интеграла использовались квадратурные формулы.
Появления в начале XX века электронных вычислительных машин (компьютеров) радикально расширило возможности приложения математических методов в традиционных областях (механике, физике, технике) и вызвало бурное проникновение математических методов в нетрадиционные области (управление, экономику, химию, биологию, психологию, лингвистику, экологию и т.п.).
Компьютер дает возможность запоминать большие (но конечные) массивы чисел и производить над ними арифметические операции и сравнения с большой (но конечной) скоростью по заданной вычислителем программе. Поэтому на компьютере можно изучать только те математические модели, которые описываются конечными наборами чисел, и использовать конечные последовательности арифметических действий, а также сравнений чисел по величине (для автоматического управления дальнейшими вычислениями).
С использованием компьютера стал возможен вычислительный эксперимент, т. e. расчет в целях проверки гипотез, а также в целях наблюдения за поведением модели, когда заранее не известно, что именно заинтересует исследователя. ............