Мария Apaмoвнa Baxpyшинa, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Всероссийского заочного финансово-экономического института.
Развитие бизнеса, как правило, сопровождается расширением действующих производств, консервацией неперспективных сегментов, появлением новых направлений деятельности и т.д. Экономический анализ в этих условиях должен дать ответ на множество вопросов, связанных с ценами и объемами продаж, формированием запасов и расчетом уровня безубыточной работы. Сформулированные при этом выводы оказывают непосредственное влияние на финансовый результат.
Управленческие решения неценового характера также влияют на финансовые результаты организации, но опосредованно. Рассмотрим это на примере анализа ситуации о выборе сегмента, затраты которого целесообразно снижать в первую очередь.
Итак, металлургический комбинат, осуществляя полный производственный цикл, планирует следующий годовой объем производства (мощности загружены не полностью) по основным видам продукции:
чугун (сегмент 1) — 3 500 тыс. т.;
сталь (сегмент 2) — 2 350 тыс. т.;
прокат (сегмент 3) — 1 662 тыс. т.
Ожидаемый объем производства чугуна (сегмент 1), составляющий 3 500 тыс. т., распределится следующим образом:
1 050 тыс. т. будут реализованы на сторону (этот полуфабрикат производится в расчете на постоянных потребителей);
2 450 тыс. т. направляется на дальнейшую переработку в сталеплавильное производство (количество чугуна, необходимое в соответствии с расходным коэффициентом, равным 1, 029, для производства заданного объема производимой стали).
Из общего объема произведенной стали (сегмент 2) (2 350 тыс. т.):
650 тыс. т. направляется на продажу (полуфабрикат сталь как готовая продукция производится в расчете на постоянных потребителей);
1 700 тыс. т. направляется на дальнейшую переработку в прокатное производство (количество стали, необходимое в соответствии с расходным коэффициентом, равным 1, 015, для производства заданного объема проката).
Себестоимость и цены на указанную выше продукцию представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Вид продукции Себестоимость, руб./т. Цена, руб./т. Чугун 859, 32 1400 Сталь 1222, 69 2170 Прокат 1409, 63 2950
Руководство предприятия стремится увеличить прибыль, в связи с чем разработало два мероприятия:
снижение себестоимости чугуна на 5% (внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива); затраты на необходимую реконструкцию составляют 110 млн. руб.;
снижение цены на прокат на 10%, что должно привести к увеличению спроса на данный вид продукции и что в свою очередь позволит увеличить объем производства проката на 5%.
Выполним анализ предложенной ситуации с тем, чтобы ответить на два вопроса.
Какова ожидаемая прибыль по каждому виду продукции и в целом по заводу?
Целесообразны ли планируемые руководством мероприятия и в какой сегмент в первую очередь следует инвестировать средства?
Для ответа на первый вопрос определим прежде всего прибыль, полученную от реализации чугуна:
(1400 - 859, 32) * 1050 = 567 714 тыс. руб.
Прибыль, полученная от реализации стали, составит:
(2170 - 1222, 69) * 650 = 615 751, 5 тыс. руб.
Прибыль от реализации проката:
(2950 - 1409, 63) * 1662 = 2 560 094, 94 тыс. руб.
Таким образом, общая прибыль предприятия от реализации чугуна, стали и проката составит 3 743 560, 44 тыс. ............