Часть полного текста документа: РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ на тему "Время в религии" Студента I-ого курса Факультета Истории искусства Гурова О.Н. Научные руководители Ожиганова Анна Александровна Филиппов Юрий Викторович Москва 2005 г. Оглавление: 1. Введение стр. 2 2. Ежегодное повторение космогонии стр. 4 3. "Праздничное" Время и структура празднеств стр. 6 4. Заключение стр. 10 5. Сноски/Используемая литература стр. 12 Введение. Время для религиозного человека не однородно и не беспрерывно, оно не является единым. Существуют периоды Священного Времени - время праздников. С другой стороны, есть Мирское Время, то есть обычная временная протяженность, в которой разворачиваются действия, лишенные религиозной значимости. Между этими двумя разновидностями времени существует отношение последовательности; но с помощью ритуалов религиозный человек может без всякой опасности переходить от обычного течения времени к Времени Священному. Главное различие между двумя качествами Времени заключается в том, что Священное Время по своей природе обратимо, в том смысле, что оно буквально является первичным мифическим Временем, преобразованным в настоящее. Всякий церковный праздник, всякое Время литургии представляют собой воспроизведение в настоящем какого-либо священного события, происходившего в мифическом прошлом. Религиозное участие в каком-либо празднике предполагает выход из "обычной" временной протяженности для восстановления мифического Времени, выведенного в настоящее самим праздником. Таким образом, Священное Время может быть возвращено и повторено бесчисленное множество раз. Таким образом, религиозный человек живет в двух планах времени, наиболее значимое из которых - Священное - парадоксальным образом предстает как круговое, обратимое и восстанавливаемое Время, некое мифическое вечное настоящее, которое периодически восстанавливается посредством обрядов. Подобное поведение по отношению ко Времени достаточно для того, чтобы отличить религиозного человека от нерелигиозного: первый отказывается жить только в том, что в современной терминологии называется "историческим настоящим"; он старается приобщиться к Священному Времени, которое в некотором отношении может быть сравнено с "Вечностью". Кстати говоря, в отношении нерелигиозного человека можно также констатировать понимание некоторой прерывности и неоднородности Времени. Для него также наряду с монотонным временем работы существует и время празднеств и представлений, т. е. "праздничное время". Тем не менее существует фундаментальное различие между нерелигиозным и религиозным человеком: религиозному человеку известны "священные" периоды, которые не относятся к временной протяженности. Эти периоды имеют совершенно иную структуру, иную "природу", они представляют собой некое первичное Время, освященное Богами и способное быть повторенным в настоящем благодаря праздникам. Для нерелигиозного человека это сверхчеловеческое ощущение литургического времени недоступно. Для него Время не имеет ни разрывов, ни "таинства", а составляет самую основную меру существования человека, оно связано с его собственной жизнью и, таким образом, имеет свое начало и свой конец - смерть, прекращение существования. ............ |