Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы является влияние его на детей. По мнению доктора психологических наук В.И.Лебедева, именно дети оказываются самой уязвимой для гипнотического воздействия группой, ввиду незащищенности их психики самосознанием. Если раньше воспитанием личности занимались родители или ближайшие родственники, то сейчас, эти функции взял на себя телевизор. В отличие от родителей, телевизор никогда не отстраняется от юных зрителей, удовлетворяет их духовные потребности и наставляет их в жизни.
Хотелось бы отметить, что дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным.
Итак, рассмотрев некоторые факторы внутреннего душевного состояния, благоприятствующие внушению человека, а также специальные методы усиленного гипнотического воздействия на психику, мы делаем вывод словами психотерапевта А М.Кашпировского что, "благодаря телевизионному воспроизведению, внушаемость с экрана многократно увеличивается" [9].
Теперь рассмотрим процесс внушения, осуществляемый путем словесного воздействия на человека.
В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, для которой характерно ощущение покоя, расслабление мышц, сохранение связи с окружающими и способность противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокой, для которой характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению. Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность поддерживать связь телевизора с человеком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном сообщении. Это звуковое воздействие, как правило, не прерывает гипнотического состояния и влияет на психику зрителя в соответствии с содержанием сообщения.
Характер словесного внушения зависит от психического состояния, особенностей личности, а также цели, которую утверждают внушением. Подобную аналогию можно провести и по отношению к многочисленной аудитории. "Чем специфичней, жестче аудитория, - пишет Кашпировский, - тем продуманнее, совершеннее должны быть методы ведения" словесного воздействия. Собрав, огромнейший опыт в телевизионном внушении, он указывает, что для изменения поведения человека или общества необходимо изменить установку либо передачу [9].
Зная силу телевизионного внушения, он также говорил и о методе внушения при работе с массами: "Создавая определенные установки, мы ориентируем общество на какие-то моральные поступки" [9]. "Телевнушение - средство манипулирования общественным сознанием", - отмечает кандидат медицинских наук Ю.Савенко и продолжает: "Оно еще и средство телеманипулирования общественным мнением". Достаточно вспомнить, как отреагировала миллионная аудитория на кончину телелюбимца В.Листьева. Страна погрузилась в глубокий траур, которого не было, когда в Грозном гибли сотни военных, молодых ребят. Таким образом, с помощью телевидения огромные массы населения и отдельные личности можно заставить совершать определенные действия. ............