Днепропетровский Национальный Университет им. О. Гончара
Контрольная робота на тему:
«Возрастные особенности человека высшей нервной деятельности человека»
2008 г.
Содержание
Вступление
1. Антенатальный и ранний постнатальный периоды
2. Первый год жизни
3. От 1 до 3
4. Старший дошкольный возраст
5. Младший школьный возраст
6. Переходной возраст
7. Взрослый человек
8. Человек в пожилом возрасте
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
В настоящее время физиологией накоплен значительный фактический материал, характеризующий возрастное развитие и инволюцию деятельности мозга человека. Однако обнаруживается, что некоторые периоды, например, от рождения до 7 лет и после 50, подвергнуты систематическому изучению, в отношении же других периодов имеются лишь отдельные работы. Неравномерно также распределение имеющихся исследований по основным проблемам физиологии высшей нервной деятельности: достаточно полно изучены закономерности формирования условно-рефлекторной деятельности детей на уровне 1-й сигнальной системы – в этом направлении велись исследования Бехтерева и Щелованова, Красногорского, Касаткина и др. Сравнительно мало изучены механизмы развития и функционирования 2‑й сигнальной системы, недостаточно велись работы по определению типологических особенностей у детей и по ряду других вопросов, очень важных не только в теоретическом, но и в практическом отношении. Поэтому и распределения материала в данной главе оказалось соответственно неравномерным.
Рассматривал онтогенез функций мозга человека, мы исходим из следующих основных положений: в деятельности головного мозга различаются два основных функциональных уровня: врожденный (безусловно-рефлекторный) и вырабатываемый (условно-рефлекторный). Врожденные реакции являются функцией низших отделов центральной нервной системы. Однако известно, что в силу картиколизации функций у высших животных и человека дуги всех безусловных рефлексов получают представительство в коре больших полушарий (Быков 1941; Асратян, 1952).
Замыкание новых нервных связей совершается в коре головного мозга при участии в этом процессе нежелающих отделов центральной нервной системы; согласно предложений Асратяном (1952) концепции, процесс образования условного рефлекса рассматривается в настоящие время как корковый синтез двух или более безусловных рефлексов. Исследования, показали также влияние ретикулярной формации ствола мозга на замыкание условной связи.
В свое время Павловым было высказано положение, согласно которому условно-рефлекторная деятельность человека характеризуется тем, что наряду с прямым отражением действительности (в форме непосредственных зрительных, слуховых и других ощущений) в мозге происходит обобщенное отражение явлений и предметов через посредство слова. Ощущения и впечатления от окружающей среды Павлов определял как первую сигнальную систему действительности, общую у нас животными. Слово же он считал сигналом, интегрирующим множество сигналов 1‑й сигнальной системы – «сигналом сигналов».
В настоящем обзоре сделана попытка изложить более существенные факты, которыми располагает сейчас физиология высшей нервной деятельности человека в процессе возрастного развития.
1. ............