MaterStudiorum.ru - домашняя страничка студента.
Минимум рекламы - максимум информации.


Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биографии
Биология
Биология и химия
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Издательское дело и полиграфия
Инвестиции
Иностранный язык
Информатика
Информатика, программирование
Исторические личности
История
История техники
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютерные науки
Косметология
Краткое содержание произведений
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Литература и русский язык
Литература(зарубежная)
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика
Медицина, здоровье
Медицинские науки
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги, налогообложение
Наука и техника
Начертательная геометрия
Новейшая история, политология
Оккультизм и уфология
Остальные рефераты
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Право, юриспруденция
Предпринимательство
Промышленность, производство
Психология
Психология, педагогика
Радиоэлектроника
Разное
Реклама
Религия и мифология
Риторика
Сексология
Социология
Статистика
Страхование
Строительные науки
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Управленческие науки
Физика
Физкультура и спорт
Философия
Финансовые науки
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика
Юриспруденция
Языковедение
Языкознание, филология
    Начало -> Языкознание, филология -> Возрастные изменения ассоциативных связей (на материале полей «простой», «легкий», «трудный», «тяжелый», «сложный»)

Название:Возрастные изменения ассоциативных связей (на материале полей «простой», «легкий», «трудный», «тяжелый», «сложный»)
Просмотров:189
Раздел:Языкознание, филология
Ссылка:none(0 KB)
Описание: Е.В. Маркова, Саратовский государственный университет, кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики Отношения антонимии выступают одним из важнейших видов системно-семантических отношений между един

Университетская электронная библиотека.
www.infoliolib.info

Часть полного текста документа:

Е.В. Маркова, Саратовский государственный университет, кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики

Отношения антонимии выступают одним из важнейших видов системно-семантических отношений между единицами языка. В настоящее время имеется большое количество работ, посвященных лексической антонимии и выполненных на материалах ассоциативного теста1.

Предметом исследования настоящей работы является анализ реакций на стимулы-антонимы.

Специфика настоящего исследования заключается в том, что работа была выполнена на большом материале «Ассоциативного словаря школьников города Саратова и Саратовской области» (АСШС). Ассоциативные поля анализировались в динамическом аспекте.

Наша работа проводилась в следующих направлениях:

1) исследование ассоциативных полей проводилось по отдельности по следующему плану: рассматривались главные ассоциаты (реакции, доля которых не меньше 5% среди всех полученных реакций на стимул2); рассматривалась доля нулевых реакций; исследовалась встречаемость членов других ассоциативных полей в рассматриваемом поле; изучались доли антонимических реакций; изучалась доля реакций-синонимов; 2) привлекались данные «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Ассоциативное поле «легкий»

На стимул легкий было проанализировано 665 реакций учеников со II по XI классы. В «Толковом словаре русского языка» выделяется несколько значений слова «легкий». Реакции школьников II–XI классов, представленные в АСШС, соответствуют двум из них: «незначительный по весу» и «без больших усилий, труда».

На стимул легкий дано большое количество антонимических реакций (табл. 1).

Таблица 1

 Как видно из приведенной табл. 1, доля антонимических реакций уменьшается к XI классу за счет возрастания доли реакций, соотносящихся со значением стимула «незначительный по весу» и «без больших усилий, труда». Реакции, соотносящиеся со значением стимула «незначительный по весу», преобладают во всех классах, что говорит о том, что данное значение является основным и первым, которое усваивается еще в начальной школе. Другое же значение является производным и более сложным для усвоения.

Доля нулевых реакций значительно уменьшается к старшим классам, что говорит об усвоении значения слова «легкий».

По данным исследования ассоциативного поля стимула легкий, из нескольких возможных антонимов школьники приводят реакцию тяжелый. Только лишь в V–VI классах в качестве антонима приводится прилагательное «трудный», но доля данной реакции очень мала (0, 89%).

Анализ главных ассоциатов также подтверждает вывод о первостепенности значения «незначительный по весу», так как со II по XI классы главными реакциями являются слова пух, ветер, ветерок.

Ассоциативное поле «тяжелый»

На данный стимул было исследовано 985 реакций. Среди ответов испытуемых наиболее ярко представлены два значения: «имеющий большой вес» и «трудный, требующий большого труда, больших усилий».

Проанализируем сведения табл. 2.

Доля антонимических реакций резко падает к XI классу за счет возрастания доли реакций, соотносящихся со значением стимула «требующий больших усилий, труда». Основное место занимают реакции, соотносящиеся со значением стимула «значительный по весу», что показывает, что данное значение основное и усваивается еще в начальной школе. ............







Похожие работы:

Название:Олимпийские стадионы: их роль и значение как системообразующих факторов олимпийского движения и феномена урбанизма XX века
Просмотров:733
Описание: Инженер-градостроитель Ю.М. Белов Российская государственная академия физической культуры,  Москва Введение. Истоки современного Олимпизма,  возрождения Олимпийских игр и строительства современных олимпийс

Название:Значение русского языка в культуре безопасности человека
Просмотров:836
Описание: Гафнер В.В. Когда социальный класс использует язык тех,  кто его угнетает,  он становится угнетенным окончательно. Русский язык является не только национально-культурной ценностью, но и представляет собой объе

Название:Значение музыкального воспитания в семье
Просмотров:418
Описание: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Нижнетагильский педагогический колледж Специальность: «Преподавание в начальных классах» Реферат по теме:

Название:Финансовый контроль, его содержание и значение
Просмотров:386
Описание: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет трансфертных специальностей &

Название:Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое значение для последующего развития социологии
Просмотров:521
Описание: ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯВебер М. Предварительные замечания Метод предлагаемого ниже вводного определения понятий, без которого трудно обойтись, но который неизбежно должен восприниматься ка

 
     

Вечно с вами © MaterStudiorum.ru