Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему:
«Восточная философия»
Введение
Философия в собственном смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.
В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Хотя на первых порах она еще очень тесно связана с мифом, поскольку сама философия зарождается в лоне мифологии, и ее образы и язык во многом почерпнуты из мифологии. Мифология не вытесняется философией, она всегда соседствует с философией.
Переход от мифа к философии подготовили следующие факторы социального, экономического и духовного характера:
· переход от бронзы к железу;
· развитие аграрного и промышленного производства;
· разложение первобытнообщинного строя и возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
· постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.
Эти, общие для всего Древнего мира предпосылки, дали импульс различным направлениям восточной философии.
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии
Философия ведийского периода
Брахманизм – это учение брахманов (священников, жрецов), он основывался на Ведах, которые считаются священными книгами, божественным откровением наподобие Библии. Подлинными знатоками и толкователями Вед и считались брахманы.
Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника). Далее следуют:
· Брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед;
· Араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях.
Заключительная часть Вед – упанишады[1] – содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.
В упанишадах развивается тематика Вед:
· идея единства всего сущего,
· космологическая тематика,
· поиск причинно-следственных связей и т.д.
В упанишадах основное внимание уделяется внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию.
В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает Брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир. ............