Часть полного текста документа:Воспитание в контексте социализации А.В. Мудрик 1. В трактовке социализации исторически сложились два подхода: субъектобъектный - субъект социализации общество, объект - человек (восходящий к Э.Дюркгейму и Т.Парсенсу) и субъект-субъектный - и общество, и человек - субъекты социализации (истоки которого можно найти в работах Ч.Кули и Дж.Г.Мида). С точки зрения субъект-объектного подхода социализация - это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. 2. Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) автомизируется от исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к жизни его членов выделяется в относительно самостоятельную сферу. Постепенно воспитание становится специальной функцией общества и государства, т.е. оформляется в специфический социальный институт. 3. Сущность социализации - сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие человеческой индивидуальности. Воспитание как относительно осмысленное, целенаправленное взращивание человека, осуществляемое в семье, в религиозных воспитательных организациях, более или менее последовательно способствует адаптации человека в обществе и создает условия для его обособления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного религиозного социального и коррекционного видов воспитания. 4. Воспитание отличается от стихийной социализации в первую очередь, тем, что в его основе лежит социальное действие. Это понятие ввел Макс Вебер, который относил к социальным действия человека, направленные на разрешение проблем и сознательно ориентированные на ответное поведение партнеров. Социальное действие предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Таким образом, основанием отделения процесса воспитания от процесса стихийной социализации является его осмысленность и наличие в нем определенной осознанной цели. Стихийная социализация - процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи относительно осмысленным и целенаправленным, осуществляется в определенном месте, в определенное время и в определенной организации. Кроме того, его дискретность определяется тем, что поскольку отдельные виды воспитания и типы воспитательных организаций не имеют единых целевых установок и отлаженной и непротиворечивой взаимосвязи, постольку взращивание человека не становится непрерывным процессом. 5. Соотношение воспитания и стихийной социализации, "объем" воспитания в процессе социализации существенно различаются как в различных обществах, так и, в меньшей степени, в различных стратах одного и того же общества. Чем более модернизировано общество, т.е. чем более сложна его социальная структура, чем далее оно продвинулось в социально-экономическом развитии, тем в большей мере им осознана потребность в "человеческом капитале" определенного качества и тем большие ресурсы оно затрачивает на его подготовку и доподготовку. ............ |