Часть полного текста документа:Воспитание для вольных Наталья Смирнова В допетровские времена воспитанием сирот в России занимались исключительно монастыри. Патриарх Никон был первым, додумался создать отдельный детский дом - по его инициативе в Новгороде открыли первый немонастырский приют для сирот. Однако и в его время, да и позже претендовать на сколько-нибудь сносное существование могли только круглые сироты. Те же, от которых отказались, предавались в буквальном смысле на милость Божию: рожденным вне брака крошкам в иерархическом обществе не было места. Ситуация резко изменилась в петровское царствование. В Европе Петру объяснили, что забота о детях - дело государственное. Детский сиротский приют в Милане существовал с конца XII века, в Риме открыли в 1198 году, в Париже - в 1362-м. Реформатор-прагматик понимал, что забота о народонаселении для государства - дело выгодное: ему нужны солдаты, работники и работницы. Причем создание детских приютов оказалось одним из немногих петровских начинаний, горячо поддержанных конфликтовавшей с монархом церковью. В 1706 году митрополит Иов организовал в Холмово-Успенском монастыре первый в России приют для незаконнорожденных, и вскоре доброму примеру последовали другие монастыри. Узнав о создании очередного дома для обездоленных детей, Петр одобрительно кивал головой, а назавтра хмурился, когда петербургский обер-полицмейстер докладывал ему о вновь обнаружившемся детоубийстве. Незаконно "прижитых" детей душили даже фрейлины его жены! Преступниц казнили, однако жертв не становилось меньше. И тогда в 1714 году по повелению Петра в северной столице открыли богадельню для подкидышей, со специальным чуланом, где можно было тайно оставлять младенцев. Как и почти все благие начинания, дело это вскоре почти сошло на нет, задохнувшись от недостатка средств. Впрочем, причина была не только в этом. В полезной инициативе явно недоставало Человека. Сирот и тех, от кого родная мама отказалась, конечно, можно выращивать, надеясь потом поставить их под ружье или отправить работать на суконную фабрику. Но человек рождается не для "государственного интереса". Между тем в то время, когда этот самый чулан оборудовали, уже появился на свет тот, кто эту идею смог воплотить. Основатель настоящего детского дома и отец русской "детдомовской" педагогики тоже был незаконнорожденным. Хотя Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын петровского фельдмаршала И.Ю. Трубецкого, не познал и сотой доли страданий, которые обычно выпадали на долю его товарищей по несчастью. Любящий отец дал ему все, что смог, - богатство и прекрасное образование, чуткое сердце и способность вдохновляться самыми невероятными идеями. Одна из них - сделать оставленных всеми детей счастливыми. В 1763 году правительственным манифестом было объявлено о создании в Москве Воспитательного дома с госпиталем для бедных родильниц. Для нового учреждения построили неплохое по тем временам здание и нарисовали герб: птица пеликан и девиз "Себя не жалея, питает птенцов" (тогда верили, что пеликан кормит птенцов собственным мясом). Однако замечательный приют, покровительствуемый императрицей, наполовину оказался такой же авантюрной затеей, как и многие другие педагогические прожекты блестящего восемнадцатого века. В Воспитательном доме Иван Иванович, в полном согласии с идеалами эпохи Просвещения, собирался выводить "новую породу" людей: разумных, здоровых нравственно и физически, способных найти себе дело по душе и занять свое место в обществе. ............ |