Часть полного текста документа:Вопросы применения Методических рекомендаций МНС России по единому социальному налогу Власов А.В. Приказом МНС России от 23.01.04 № БГ-3-05/38@ были признаны утратившими силу Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденные Приказом МНС России от 05.07.02 № БГ-3-05/344. Неизбежно возникает вопрос: какими же документами будут руководствоваться работники налоговых органов при проведении проверок налогоплательщиков? Такие документы уже существуют и носят гриф "ДСП", то есть предназначены исключительно для использования внутри налогового ведомства, и поэтому официально они не опубликованы. Учитывая, что в силу п. 2 ст. 4 НК РФ данные документы обязательны для территориальных налоговых инспекций, редакция полагает, что отдельные их положения будут небезынтересны и для налогоплательщиков. Как известно, в пределах своих полномочий налоговые органы вправе проводить налоговые проверки за 3 календарных года, предшествующих году проведения проверки (ст. 87 НК РФ). Таким образом, в настоящее время проверке подлежит период с 2001 года включительно. Какие при этом используются налоговыми органами документы, рассмотрим ниже. Методические рекомендации о порядке проведения в 2001году выездных налоговых проверок юридических лиц Указанные рекомендации являются приложением к Письму МНС России от 31.05.02 № СА-14-05/42 и изданы с целью осуществления налоговыми органами контроля правильности исчисления, полной и своевременной уплаты единого социального налога (далее - ЕСН). В них заслуживают внимания следующие моменты (здесь и далее курсивом выделены цитируемые рекомендации МНС РФ). При проверке организаций - работодателей, переведенных на уплату ЕНВД для определенных видов деятельности, следует иметь в виду, что данный пункт (п. 4 ст. 236 НК РФ) распространяется только на выплаты, осуществляемые такими организациями в рамках иной предпринимательской деятельности. Расчет выплат, начисленных как работникам, так и аппарату управления, должен быть произведен пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату ЕНВД, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности. В данном случае налогоплательщикам следует иметь в виду, что нормами гл. 24 НК РФ не предусмотрено определение выплат работникам исключительно пропорционально размеру выручки - это всего лишь один из возможных путей расчета соответствующих выплат. Наряду с данным методом существуют и другие, например, затратный метод, при котором определяются затраты на осуществление деятельности как облагаемой, так и не облагаемой ЕНВД. При проверке организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, следует иметь в виду, что такие организации не формируют налоговую базу по налогу на прибыль, следовательно, выплаты и вознаграждения в пользу работников, производимые такими организациями за счет средств, остающихся после уплаты стоимости патента, подлежат налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке. Вышеназванная трактовка МНС РФ п. 4 ст. 236 НК РФ в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, представляется достаточно спорной. Доказательствами могут служить нижеприводимые решения федеральных арбитражных судов. ............ |