Содержание
Введение 3
Глава 1. Эстетические взгляды Л.Н.Толстого конца XIXв.
1.1. Л.Н.Толстой об искусстве 8
1.2. Художественное мастерство Л.Н.Толстого в романе «Воскресенье» 13
Глава 2. Вопросы искусства в романе Л.Н.Толстого «Воскресенье»
2.1. Проблема искусства на страницах романа «Воскресение» 17
2.2. Путь духовного развития Нехлюдова как истинного ценителя искусства 23
Заключение 34
Литература 39
Введение
Как и многие мыслители прошлого, Толстой стремился понять роль искусства в жизни людей, т. е. выяснить их социальную сущность и функцию. Этот вопрос волновал его, как и многих мыслителей XVIII—XIX вв., в связи с общей проблемой человеческого прогресса и создания более совершенного общества. Толстой пристально вглядывался во все стороны развития культуры, стремясь каждое ее явление исследовать как можно детальнее и глубже. Ведя непосредственные наблюдения, обращаясь к богатым достижениям человеческого знания, ко всей человеческой мудрости, приобретенной людьми на протяжении своего исторического развития, писатель искал ответы на волновавшие его социальные вопросы. Он искал истины и разрешения тревоживших его вопросов общественного бытия в трудах ученых, философов, историков, юристов и публицистов прошедших веков и современных ему.
Во взглядах Толстого на общественную роль и значение искусства, несмотря на очевидную противоречивость и ошибочность ряда его утверждений, содержится немало истинного. Его деятельность по организации народного образования, его прямое и непосредственное участие в распространении знаний в народе является весьма убедительным доказательством того, что он не был ни обскурантом, ни противником искусства как это представляют фальсификаторы его наследия, абсолютизирующие те или иные слабые стороны его взглядов на этот вопрос. Искусство, по утверждению писателя, есть дело важное, серьезное и необходимое; именно в нем он видит одно из важнейших средств создания лучшего общественного строя и воспитания гармоничной, всесторонне развитой человеческой личности.
Искусства своим творчеством, всей своей деятельностью должно служить обществу и всему человечеству. В знании, в разуме людей видел писатель надежное средство и путь решения самых трудных и сложных вопросов человеческого бытия. Сам он в течение всей своей творческой жизни боролся средствами своего искусства, орудием мысли и слова, убеждая людей в необходимости и возможности совершенствования и изменений жизни человека. «Все, чем мы живем, чем гордимся, что нас радует, — от оперы и до доброй жизни людей — если не есть вполне произведение этой деятельности, то все-таки есть последствие передачи искусств в широком смысле. ............