Часть полного текста документа:Волков Валентин Викторович Родился 7(19) апреля 1881 года и умер 8 ноября 1964 года. Белорусский современный живописец. Народный художник БССР (1955). Закончил Пензенское художественное училище (1907). Принимал участие в художественных выставках с 1903 года. Работал в жанрах тематических картин, портретах, писал пейзажи, натюрморты. В 1918 году участвовал в художественном оформлении Петрограда до 1-го времени Октябрьской революции (эскизы панно "Вся власть Советам", "Штурм Зимнего"). Один из первых в белорусской живописи сделал образ Ленина(портрет, 1926). Автор рисунка герба БССР (1926 и 1938), "Индустриализация", "Коллективизация", "Кастусь Калиновский", "Баррикада"(1923), "Молотобоец"(1926), "Партизаны"(1928), "Передача опыта"(1937), "Студенты"(1947), "Минск 3 июля 1944 года"(1944-1955). Первыми произведениями В. Волкова, написанными в Белоруссии, были уже упомянутая нами картина "Баррикады. Из событий 1905 года в Москве" и композиция на историческую тему "Кастусь Калиновский" Художников особенно увлекал образ руководителя восстания Кастуся Калиновского. В нем он находил много созвучных эпохе черт - романтику героического подвига, бесстрашие и непреклонность в борьбе. Именно эти черты стремился передать В. Волков в своем композиции. Художник показал Калиновского и повстанцев на фоне белорусской пущи при свете заходящего солнца. Голубовато-лиловые отблески, приглушенные холодные тени, выразительные силуэты деревьев, фигур людей - все это создавало в картине своеобразный колорит, необходимый для раскрытия сюжета. Однако, увлекшись колористическими поисками, художник недостаточно раскрыл психологическое состояние персонажей. Они оказались лишенными эмоциональной выразительности. Гораздо большее внимание к образному раскрытию темы В. Волков проявил в картинах "Молотобоец"(1926) и "Плотогоны"(1928). Подлинной психологической выразительностью он добивается в картине "Партизаны"(1928). В картине изображена группа партизан, собравшихся в лесу у костра. Вернувшийся из разведки боец докладывает обстановку. Его товарищ, закаленные в стычках с врагом лесные солдаты, внимательно слушают донесения разведчика. Среди них - и умудренный опытом старик-крестьянин, и прошедший суровую школу жизни фронтовик с вещевым мешком за плечами, и молодой парень-батрак, надевающий на плечо винтовку, решительный, готовый в любую минуту вступить в схватку с врагом. Фигуры партизан выражают крайнюю степень напряжения. Глубокие синие, серые и коричневые тона контрастируют с яркими оранжевыми и красными, создавая напряженную живописную гамму. Значительным явлением в художественной жизни республики явилось большое живописное полотно В. Волкова "Минск. 3-го июля 1944г."(1946-1955). В этой картине запечатлен незабываемый, волнующий момент встречи население Минска воинов Красной Армии, освободивший город от немецко-фашистских захватчиков. Над картиной художник работал более восьми лет. В основу ее положено реальные события, свидетелем и участником которых он был. ...Дымом пожарищ окутаны руины Минска. На площадь Свободы въезжают советские танки. Население исстрадавшегося за годы оккупации города вышло встречать воинов-освободителей. Среди встречающих - закаленные в боях герои подполья, партизаны, старики, женщины, дети. ............ |