Часть полного текста документа:Военнослужащего увольняют без расчёта. Как поступить? В 1996-1999 годах невыплата заработной платы для работников бюджетных отраслей стала носить в России повсеместный характер, задолженность с каждым месяцем увеличивалась. Особенно остро стоял вопрос для военнослужащих, так как именно в эти годы шло активное сокращение Вооружённых сил, у многих заканчивался срок действия контрактов, заключённых в 1993-94гг. Создалась ситуация, когда военнослужащий, прослужив 20-25 лет, уволившись из армии, не мог выехать из отдалённого района или закрытого военного городка на избранное постоянное место жительства в течение многих месяцев, иногда до полугода, так как его исключали из списков личного состава части, однако расчёт при увольнении не выдавали. Хочу подчеркнуть, что возможности для расчёта у воинских частей были, так как денежное довольствие поступало, хоть и с опозданием на несколько месяцев, но регулярно, и выдать расчёт для нескольких увольняемых было возможно без ущерба для остальных военнослужащих. Адвокатам нашей юридической консультации, расположенной в закрытом военном городке, удалось переломить эту опасную тенденцию, о чём я хочу рассказать. Для обратившихся к нам за помощью мы подготавливали жалобы (До выхода Конституционного Закона " О военных судах..." жалобы уволенных военнослужащих были подсудны районным судам) на незаконные действия командира воинской части - увольнение без расчёта, и просили суд отменить приказ об исключении из списков части, временно, до полного расчёта и устранения всех нарушенных прав военнослужащего, после чего издать новый приказ об исключении из списков части - разумеется, с взысканием за весь этот период всех видов довольствия в том числе и денежного. При этом вопрос о законности самого увольнения не ставился. Поясню: увольнение военнослужащего, в отличие от "гражданского" работника проходит в два этапа. Первый этап - издание приказа об увольнении с военной службы вышестоящими начальниками, в соответствии с должностью и воинским званием военнослужащего, и второй - издание командиром воинской части приказа об исключении из списков личного состава, что и является днём окончания военной службы. Как правило, разница во времени между первым и вторым этапом составляет 1 - 3 месяца. Как мы мотивировали в жалобе эти требования? Во-первых, мы ссылались на ст.65 "Инструкции о порядке применения в СА и ВМФ Положения о порядке прохождения воинской службы..." - приложение к действовавшему тогда приказу МО СССР № 100 - 1985 года, в которой сказано, что "увольняемые военнослужащие своевременно и полностью удовлетворяются всеми видами положенного им довольствия на день увольнения". Во-вторых, ссылались на обзор судебной практики военной коллегии ВС РФ по жалобам военнослужащих 1995 года, где судам было рекомендовано отменять приказы об исключении из списков части и временно восстанавливать военнослужащих на военной службе в случае несвоевременного расчёта - до полного восстановления нарушенных прав. Возможно, кто-то скажет, мол, зачем было изобретать Америку, всё это давно известно, КЗоТ содержит соответствующие нормы, механизм известен и отработан, судебная практика существует. На самом деле всё сложнее. Дело в том, что трудовой договор и контракт о прохождении военной службы имеют совершенно разную правовую природу. ............ |