Часть полного текста документа:Военно-морская контрразведка на русском Севере (1914-1917) А. Иванов Деятельность отечественных спецслужб в дореволюционный период в последнее время привлекает все большее внимание исследователей. Особый интерес в данном отношении представляет служба военно-морской контрразведки (военно-морского контроля), поскольку процесс становления, развития и функционирования органов по борьбе со шпионажем на флоте пока еще не нашел детального отражения в научной литературе. Рассмотрим, как он происходил на территории Европейского Севера России. В начале XX века контрразведкой у нас занимались в основном Департамент полиции, Отдельный корпус жандармов (ОКЖ) и Отдельный корпус пограничной стражи, однако единого органа не существовало. Разбалансированность системы государственных учреждений в области контршпионажа, отсутствие четкого разграничения "сфер влияния" между ведомствами и, как следствие, хаотичность контрразведывательных мероприятий в значительной степени снижали их эффективность. Все это наглядно проявилось в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов. Поражение России доказало не только слабость ее военно-морских сил, но и нехватку у сотрудников Департамента полиции и ОКЖ должных навыков борьбы со шпионажем на флоте. Необходимость обеспечения надежной защиты ВМФ России от проникновения иностранной агентуры явилась одной из главных предпосылок создания профессиональных органов военно-морской контрразведки. Одним из региональных центров их формирования стал Европейский Север России. Длительное время Архангельская губерния и Кольский полуостров представляли собой малонаселенный и удаленный от веяний цивилизации район страны. Положение резко изменилось во время первой мировой войны. В условиях блокирования немцами черноморских и балтийских портов северные маршруты превращались в главную артерию, связывавшую Россию с западными союзниками. Заграничные военные поставки поначалу осуществлялись преимущественно через единственный здесь крупный порт - Архангельск, соединенный узкоколейной железной дорогой с Вологдой. Однако все увеличивающаяся потребность нашей армии и военной промышленности в заграничном снабжении при низкой пропускной способности Архангельска привела к появлению нового морского порта - Романова-на-Мурмане. Через него по подведенной от Петрозаводска железной дороге на фронт стали поступать оружие, боеприпасы и снаряжение из Великобритании и Франции. В то же время с началом войны активизировались неприятельские разведывательные службы в данном регионе. Уже в конце августа 1914 года сотрудники Департамента полиции в непосредственной близости от Архангельска задержали немецкий пароход, имевший на борту радиотелеграфную станцию1. Для обеспечения безопасности союзных поставок было развернуто строительство военно-морских баз в Кольском заливе и губе Иоканьга, а в 1915 году в северных водах появились и английские боевые корабли, осуществлявшие в числе прочего охрану морских перевозок. Тогда же британское посольство в России предложило организовать агентурную службу на трактах, ведущих к Романову-на-Мурмане и Архангельску2. Между тем австрийская разведка задалась целью расстроить движение на участке железной дороги Архангельск-Вологда путем проведения диверсионных актов. ............ |