Часть полного текста документа:Внутренняя картина агрессии у ребенка Широкова Ольга Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - удовольствие, когда он сыт, ему комфортно и тепло, и неудовольствие, когда он голоден, ему страшно, больно или холодно. Удовольствие выражается для окружающих в виде улыбки, радостного гуления, спокойствия или безмятежного сна. Свое же неудовольствие младенец проявляет в виде плача, крика, брыкания, в более позднем возрасте - в виде кусания, пачкания, отказа от еды, и еще позднее появляются протестные реакции, направленные на разрушение того, что на его взгляд ценно для обидчика. Для окружающих это может порой выглядеть как немотивированная агрессия, которая часто заставляет родителей краснеть и испытывать смесь чувств из стыда, растерянности и страха перед лицом агрессивного поведения со стороны их чада, что в свою очередь толкает родителей к созданию у ребенка запрета на выражение агрессии. Желание родителей не допускать агрессивного поведения у ребенка диктуется также и социальными требованиями. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя, учителя или тренера на деструктивное поведение сынишки или дочери! Первой реакцией родителей, как правило, становится упрек или наказание ребенка с целью научить его, что так нельзя. К сожалению, это редко приводит к решению проблемы, поскольку из виду пропадает самое главное, а именно, что ребенок хотел этим показать, о чем он сообщал таким образом. Давайте попробуем разобраться в том, что значат эти агрессивные проявления и тогда, поняв причину, станет гораздо яснее, что с этим делать. Начнем с того, что ребенок осваивает язык очень медленно и постепенно, в первую очередь он называет предметы, которые видит, потом что они могут делать, и лишь в последнюю очередь он узнает о существование вещей не представленных в предметном мире. Это же касается и его чувств. Более того, устанавливать связь между событиями ребенок учится только с накоплением опыта. Однако, и не каждый взрослый может с точностью сказать, какое чувство и почему он испытывает. Еще труднее понять чувства ребенка, который еще не имеет возможности о них сказать, а лишь способен их выражать в тех или иных действиях. Поэтому чтобы понять, почему ребенок укусил за ухо соседского мальчика или сломал игрушку у девочки из детского сада, надо научиться расшифровывать поведенческий "язык" ребенка. Во-первых, не стоит отводить взгляд от агрессивных проявлений своего ребенка, списывать на то, что его спровоцировал кто-то из окружающих, доказывая, что в жизни он спокойный и ласковый. Надо расстаться с иллюзией, что ваш ребенок не способен на агрессивное поведение. Любой ребенок инстинктивно может проявить агрессию, когда он ощущает угрозу себе или любимым объектам, будь то живой человек или плюшевый мишка или же тогда, когда посягают на его территорию. Самый распространенней случай - когда ребенок излишне раздражается на безобидные, казалось бы, стимулы (обращение к нему кого-то из детей или взрослых, требование что-либо сделать, невольное касание или простое невнимание), связан с чувством небезопасности. Это базисное чувство, которое формируется у ребенка с самого рождения и связано с тем, какой образ внешнего мира мать транслировала своему ребенку. ............ |