Часть полного текста документа:Содержание Введение...........................................................................2 1. Понятия и механизмы внушения.......................................4 2. Гипноз, как проявление внушающего поведения.................15 3. Внушение в психолого-педагогической работе.....................20 4. 10 правил внушения на заметку социальному работнику......26 5. Самовнушение и аутогенная тренировка............................27 Заключение .....................................................................33 Библиографический список литературы...............................34 "Внушение в широком смысле поистине универсально в человеческих психических отношениях.... Невнушаемость - тождественна недоверию" Б. Ф. Поршнев Введение Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. "Божьи пастыри " были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение. Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги. Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних египетских книгах "Ведах" даётся детальное описание системы упражнений, которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения, самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно. Первые шаги научного объяснения природы внушения и практического использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина. В начале XIX в. выделяются 2 школы, изучающие явления гипноза. Обе школы - и нансийская и парижская - выступали единым фронтом против мистицизма, как основного врага изучения внушения. Школа Шарко считала, что лёгкая внушаемость и гипнолабильность свойственны только психически аномальным людям. Гипнотический сон, по мнению Шарко, явление патологическое, и его можно вызвать только у лиц с предрасположением к истерии. Резкую критику такого понимания природы внушения и гипноза дал Бернгейм. Он сказал, что гипнотическое состояние - это не невроз, подобный истерии, а искусственно вызванный сон, которому поддаётся большинство людей. Огромный вклад в разработку проблем внушения и гипноза внёс В. М. Бехтерев. Он рассматривал внушение как психический процесс, вызывающий определённые ощущения и представления без должной критики. Гипнотическое состояние В. М. Бехтерев связывал с эмоцией описания, которая и обуславливает усиление действия внушения. Он показал, что внушение может быть использовано и для пользы и во вред человеку. Физиологическая основа внушения и гипноза была вскрыта И.П. ............ |