Часть полного текста документа:Содержание 1. Введение. 2. Внимание: 2.1. Общее понятие о внимании. Определение. 2.2. Виды внимания. 2.3. Свойства и функции внимания. 2.4. Рассеянность. 3. Способы тренировки и развития внимания. 4. Заключение. 5. Список использованной литературы. Введение Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что "явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию". Между тем, удельный вес исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или проводимых под рубрикой "внимание" довольно высок и продолжает стремительно увеличиваться. В своей работе я постаралась дать наиболее полное определение термину "внимание", определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постаралась выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания. В своем реферате я использовала работы таких авторов, как Ж. Годфруа, Р.С. Немов, В.С. Кузин и других. 2. Внимание 2.1. Общее понятие о внимании. Определение Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Человек, занятый какой-либо работой, может не слышать о чем говорят другие и не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь от всего остального. Из этого следует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт под названием "эффект вечеринки", изученный в 1953 году Черри. Например, в дружеской компании сначала мы слышим только общий шум голосов разговаривающих. Однако, достаточно, чтобы кто-либо вдруг обратился к нам, чтобы мы, несмотря на продолжающийся вокруг разговор, сразу начали воспринимать то, что говорят нам. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность) определяют направление внимания человека. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.1 Внимание обычно выражается в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. ............ |