министерство образования Российской Федерации вятский государственный гуманитарный университет
математический факультет
Выпускная квалификационная работа
“Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности”
Выполнила студентка
IV курса заочного отделения
математическогофакультета
Жеребцова Светлана Николаевна______
Научный руководитель
Кандидат психологических
наук, доцент
Перешеина Н.В.____________________
Допущена к защите в ГАК
Декан факультета____________Варанкина В.И.
« » __________ 2003г.
Киров 2003 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Гл. 1. Теоретическое рассмотрение влияния самооценки на восприятие у старшеклассников……………………………………………………………6
1.1. Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте……..6
1.2. Восприятие уроков математики у старших школьников………….21
1.3. Влияние самооценки на восприятие учебного материала в старшем школьном возрасте…………………………………………………..28
Гл. 2. Методический аппарат исследуемой проблемы………………………….36
2.1. Методика исследования уровня самооценки……………………...36
2.2. Методика исследования типа восприятия…………………………38
Гл. 3. Экспериментальные исследования……………………………………….41
3.1. Исследование уровня самооценки в ранней юности……………...43
3.2. Анализ успеваемости на уроках математики и связь с уровнем самооценки…………………………………………………………..45
3.3. Исследование типа восприятия……………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………...48
Приложение………………………………………………………………………..50
Литература…………………………………………………………………………51
Введение
С наступлением нового учебного года для учителей становятся актуальны старые психологические проблемы, которые накопились у детей за год прошлый и перетекают в год нынешний. Проблемы взаимоотношений с учителями, с одноклассниками, неумение ребенка себя показать с лучшей стороны, да и просто не желание ходить в школу.
Одной из специфических особенностей данного возраста является стремление личности к познанию себя, своих возможностей, т.е. ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Это очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Открытию внутреннего мира помогает оценка и восприятие самого себя. Однако это характерное качество юношеского возраста является недостаточно изучено.
Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе, восприятие во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, не заинтересованность в учебе, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.
Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результат их восприятия себя как не способных к серьезному учению. ............