Часть полного текста документа: Введение Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки и социального поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов. Предметом данного исследования является взаимосвязь самооценки и социального поведения личности. Объект исследования - самооценка. Задачи : 1)Проведение теоретико-методологического обзора литературы 2)Обсуждение результатов теоретико-эмпирического исследования 3)Обобщение полученных результатов 4)Формулировка основных выводов I.Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки Самооценка - ценность , значимость , которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности , деятельности , поведения (№ 16, с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование , компонент Я-концепции , самопознания , и как процесс самооценивания . Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида , принятая им система ценностей . Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции. В исследованиях А.З.Зака ( № 8, с.106 - 108 ) самооценка представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач , на которых строится внутренний план действий , обобщённая схема деятельности личности . Т.Шибутани (№ 22, с.220) говорит о самооценке так : "Если личность - это организация ценностей , то ядром такого функционального единства является самооценка". Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания : она характеризуется как стержень этого процесса , показатель индивидуального уровня его развития , его личностный аспект , органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания , вбирающие в себя эмоционально - ценностное отношение личности к себе , специфика понимания ею самой себя (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm). Б.Г.Ананьев (№ 1) высказал мнение , что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя , развёрнутый во времени , связанный с движением от единичных , ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я(№ 26)) , являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности . Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности , его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html). Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развёрнутый во времени . Условно можно выделить две стадии : познание своих особенностей через познание особенностей другого , сличение и дифференциацию ; на стадии подключается психоанализ (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html). Итоговый продукт самопознания Я - образ или Я - концепция , т.е. совокупность представлений индивида о себе самом , сопряжённая с их оценкой (Р.Бернс) (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html). Самооценка - один из аспектов Я - концепции (собственного представления о себе или образа самого себя , то есть совокупности мнений о своём здоровье , внешности , характере , влиянии на окружающих , способностях и недостатках ; поскольку она основана на собственном мнении , она не всегда соответствует действительности). ............ |