МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет истории и социологии
Кафедра социологии и специальных социологических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
студентки 2 курса специальности
«Социология»
дневной формы обучения
Литвинова Евгения Владимировна
Научный руководитель:
кандидат социологических наук
доцент кафедры социологии и
специальных социологических дисциплин
Богуш Татьяна Александровна
Гродно 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
1. Подростки как объект исследования. 6
2. Сущность социализации. 9
3. Агенты социализации. 12
3.1 Семья. 12
3.2 Школа. 14
3.3 Отношения со сверстниками. 16
3.4 Средства массовой информации. 18
4. Десоциализация и ресоциализация. 21
5. Феномен феральных людей или несоциализированность. 23
6. Место адаптации и адаптированность в процессе социализации. 26
Заключение. 29
ЛИТЕРАТУРА.. 31
Введение
Проблема: необходимость осознания проблемы социализации подростков в современном мире
Предмет исследования: социализация подростков и влияние разнообразных факторов на этот процесс
Объект исследования: подростки и факторы социализации, влияющие на формирование личности подростка
Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества.
Тема социализации подрастающей личности, вхождение личности в общество всегда находилось в поле зрения ученых различных направлений: философов, социологов, психологов, педагогов. Важным этапом для социализации личности является подростковый и юношеский возраст. Говоря о подростках нельзя не задать вопрос: «Кого мы будем определять как подростка?» Подросток – мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству в возрасте 12-16 лет.[10,439с.] Подростковый возраст составляет важный и сложный этап в общем процессе социализации. В это время у подростков формируется сознательное поведение, нравственные представления и социальные установки. С одной стороны это заключительный период детства, а с другой, подросток стоит на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие физические и духовные возможности вызывают у подростка потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых. В подростковом возрасте развивается самосознание, активизируется ценностно-ориентационная деятельность.
Анализ концепций социализации сводится к двум подходам. Сторонники первого рассматривают социализацию как процесс адаптации индивида к обществу, при этом предполагают пассивную позицию личности в социализации. Типичным представителем этого направления является французский социолог конца ХIХ века Э. Дюркгейм. Суть позиции Э. Дюркгейма – признание за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации.[11, 12-13с.] Исследователи, стоящие у истоков теории социального развития, полагали, что социализация представляет собой лишь аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. ............