УНИВЕРСИТЕТ ПОЗИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОНСАЛТИНГА
Факультет практической психологии Кафедра позитивной психотерапии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина «Психология развития»
Влияние детско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков
Москва 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Семья и ее задачи в формировании личности подростка
Глава 2. Роль родителей в жизни подростка
2.1 Проявление подростковой эмансипации
2.2 Потребность во взаимном общении
Глава 3. Семейное воспитание и возникновение личных проблем подростка
3.1 Факторы семейного воспитания, влияющие на возникновение личных проблем подростка
3.2 Стили семейного воспитания и их воздействие на возникновение личных проблем подростков
3.3 Дисгармония семейных отношений и подросток
Заключение
Библиография
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется семье и формированию в ней ребенка как полноценной социально адаптированной личности. Семья является для ребенка на всех этапах его жизни первым институтом социализации, в ней он учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Это группа людей разного возраста, разного пола, и поэтому приобретение подростком опыта общения подобного плана является очень важным. Влияние семьи на подростка имеет специфический характер - это обусловлено прежде всего задачами формирования подростка и осознания его собственной идентичности. Особенностью подростка в этот период является одновременное наличие двух типов потребностей: потребности в автономии от родителей и самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семье.
Влияние семьи является разноплановым и затрагивает разные стороны личности подростка (аффективную, когнитивную, поведенческую) и непрерывным. Характер складывающихся взаимоотношений и степень их воздействия зависят от множества факторов, в их числе индивидуальные особенности подростка, его активность внутри семьи и общие семейные факторы, включающие в себя как психологическую атмосферу, так и психосоциальные качества родителей и, что очень важно, стиль семейного воспитания. Иногда накопленный опыт общения, родительских ошибок и просчетов приводит к возникновению у подростка комплекса личных проблем. Бывает и так, что социальный опыт, получаемый в семье, не всегда продуктивно перерабатывается и усваивается подростком в силу его возрастных особенностей. Личные проблемы подростка часто являются причиной его девиантного поведения, поэтому так важно понимать, что источником их возникновения являются в первую очередь детско-родительские внутрисемейные отношения. Актуальность данной работы основана на актуальности задач, которые возникают при взаимодействии социума с проблемным подростком. Поэтому и стоит задача исследования влияния детско-родительских отношений на формирование личных проблем подростка.
Целью данной работы является исследование влияния детско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков.
Объектом исследования в данной работе являются детско-родительские отношения в подростковом возрасте и их решающее влияние на возникновение личных проблем подростка.
Глава 1. Семья и ее задачи в формировании личности подростка
Семья – один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. ............