Кузьминская средняя о/о школа
Реферат
Влияние частушки
на формирование поэзии С.А. Есенина
Ученицы 11 класса
Лакеевой Людмилы
Научный руководитель
учитель литературы
Бурчихина С.Н.
2002 год
Откуда берет свои силы поэзия Есенина?.. Где находятся родники, питающие его душу? Почему его стихи поражают нас волшебством напевности и сказочности? Кто может дать на эти вопросы ответ? Многие задумывались над ними, но не многим удалось раскрыть тайну истоков есенинской поэзии. Один из исследователей есенинского творчества, приехав однажды в Константиново, сказал не без изумления:
«Удивительная вещь. Чем больше я вглядываюсь в есенинские места, тем больше чудом кажется мне его взлет. Обыкновенное захолустное село, неброская среднерусская природа. Откуда же у этого крестьянского паренька такая необычайная яркость красок, исключительная свежесть образов, пронзительная певучесть слова?»
Но в том и состоит величие поэта, чтобы в простом, неброском на первый взгляд, предмете увидеть необычайную красоту. Вспомните его березки. Они не просто деревья, «девушки-деревья»:
Зеленокосая , в юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
Это только у Есенина береза могла превратиться в девушку, как в сказке.
Именно здесь, в Константинове лежат истоки есенинского мастерства, удивляющего мир. А берут они свое начало от былинных сказаний, легенд, песен, сказок, частушек.
Устная народная поэзия и непосредственные впечатления об окружающем мире (вначале о природе, потом о деревенском быте) становятся основными источниками раннего творчества С.Есенина, помогая ему обрести свое поэтическое «я». И в первых же стихах мы находим отзвуки самых популярных фольклорных жанров - песен и частушек, широко бытовавших в русской, рязанской деревне. «Поющее слово», услышанное с детства, побуждало сочинять свои припевки и «прибаски», вроде тех, что пелись в народе. В 1923г. Есенин написал в автобиографии: «Стихи начал писать, подражая частушкам»1.
Что же такое частушка? И почему именно она наряду с другими видами фольклора повлияло на формирование творчество поэта?
Глеб Успенский в апреле 1889г. в своем очерке «Новые русские стишки», опубликованном в «Русских ведомостях», впервые ввел в обиход термин «частушки».
До этого эта форма народного творчества называлась повсюду по-разному. В Константинове частушки и сейчас называют «прибасками», Есенину же нравилось называть их «побасками».
Частушка, имея за плечами чуть ли не столетний, но, тем не менее, младенческий возраст, к началу двадцатого столетья бурно пошла в рост, обретая права гражданства. Таким образом, ранее известная, но не обращавшая на себя особенного внимания форма народного поэтического творчества начала быстро развиваться. У частушки свои достоинства по сравнению с песней: она мобильнее, быстрее откликается на жизнь, ближе связана с ее текущими нуждами, быстро запоминается; если бьет, то бьет не в бровь, а в глаз. Только что пришедшая в голову мысль, сиюминутное настроение - получили возможность мгновенного отклика в короткой песенке.
Никто и никогда не считал, сколько частушек пелось в Константинове. ............