Часть полного текста документа:Виктор Гюго Виктор Гюго (1802-1885) Виктор Гюго - великий французский писатель-романтик, поэт, драматург, романист (поэтические сборники "Оды и разные стихотворения" (1822), "Восточные мотивы" (1829), "Песни сумерек" (1835), "Возмездие" (1853), "Грозный год" (1872); драмы "Эрнани" (1829), "Король забавляется" (1832), "Рюи Блаз" (1838); романы "Собор Парижской богоматери" (1831), "Отверженные" (1862), "Человек, который смеется" (1869), "Девяносто третий год" (1874); политический памфлет "Наполеон Малый" (1852); публицистическая книга "История одного преступления" (в двух томах, 1877-1878) и др.). Мировая слава пришла к Гюго как автору романов, но во Франции его справедливо ценят как замечательного поэта. Он родился в Безансоне в семье офицера наполеоновской армии. Мать будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой, иначе говоря, сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов. Родители расстались, когда Виктор был еще ребенком, и в ранней юности Гюго разделял политические симпатии матери. Лишь в зрелом возрасте у него сформировались демократические убеждения. Литературное дарование проявилось у Гюго очень рано: с тринадцати лет он начал писать, в четырнадцать выпускает вместе с братом литературный журнал, в пятнадцать становится лауреатом двух литературных академий, а в семнадцать получает пенсию от короля за свою оду. При этом Гюго один из самых заметных "долгожителей" в литературе, его художественный дар не угасал до самой смерти, и его поздние стихотворения и романы - прекрасное тому свидетельство. Гюго был лидером французского романтизма, автором знаменитого манифеста романтиков, возглавлял литературный кружок. Авторитет писателя помогал ему в общественной деятельности, где Гюго всегда был на стороне угнетенных, преследуемых, отверженных и этим так же завоевал любовь и признательность во всем мире, как и своим творчеством. "Собор Парижской богоматери" - лучший исторический роман XIX в., написанный в романтическом стиле. Писатель рисует картину жизни Франции на исходе средневековья, в конце XV в. Гюго мастерски передает колорит эпохи. Но при этом он не изображает какие-нибудь конкретные исторические события, а умело воссоздает повседневность в романтическом ключе, ярко и красочно. Исторические персонажи, например Людовик XI, оттеснены на второй план вымышленными героями. Однако имена всех героев не придуманы автором, а взяты из старых источников. Герои романа одновременно и живописно-конкретны и символичны. Писатель резко сталкивает положительные и отрицательные характеры, противопоставляя их друг другу, при этом показывает контрастное несоответствие внешнего облика и внутреннего содержания людей: уродство Квазимодо парадоксально сочетается с его преданностью и добротой, красота Феба де Шатопера скрывает его ничтожество и глупость. Наиболее острый конфликт разворачивается между Эсмеральдой, воплощением и внешнего очарования, и внутренней душевной красоты, - и страстно влюбленным в нее жестоким и грубым фанатиком Клодом Фролло, погубившим героиню. Но смысл этого конфликта прежде всего в столкновении эпох: уходящего средневековья и наступающего Возрождения. В то же время Гюго находит и общее в облике этих двух столетий. Не случайно одним из главных символов романа становится собор Парижской богоматери - по сути, вечный исторический образ. "Клод Ге" (1834) - повесть, в которой речь идет о судьбе реального человека - рабочего, осужденного на смертную казнь за убийство тюремного надзирателя. ............ |