ВВЕДЕНИЕ
Нынешний мир – мир движения. Никогда прежде люди не передвигались так часто и на столь большие расстояния. Особенно возросло количество поездок населения в места отдыха. По оценкам социологов и демографов, в нашей стране ежегодное количество участников таких поездок во всех форматах и видах достигает примерно 150-160 млн. человек. Путешествуют молодые и старые, в одиночку и группами, люди самых разных профессий и наклонностей. Путешествуют в различное время года - летом, зимой и в межсезонье.
Путешествие – слово старое, емкое, призывное. Словарь В.И.Даля определяет его как «странствование, странничание ходьба или езда по чужим местам». География издавна имела самое непосредственное отношение к путешествиям. Путешественниками были открыватели морей и земель эпохи Великих географических открытий, знаменитые первопроходцы XIX в., люди науки, жаждавшие познать природу или отыскать нужные человечеству ресурсы. Ими руководило лишь «любопытство познания» и жажда передвижения. Из них-то вероятно и сложилось племя туристов.
Туризм блещет своей сложностью и пестротой, которые передаются в систематизации и создании квалификаций. В их основу могут быть положены самые различные признаки, например: функциональный (оздоровительный, познавательный, спортивный); по основному занятию (поход, катание на лыжах, транспортное путешествие, экскурсия); по способу передвижения (пешеходный, лыжный, железнодорожный, автобусный); по сезонности (летний, зимний, межсезонный); по продолжительности (туризм выходного дня или отпускного периода). При всем разнообразии туризма есть одно свойство, отличающее его от всех иных форм отдыха. Туризм – пространственное явление, а во многом и «пространственное познание». Данный тезис накрепко связывает его с географией, которая рассматривает природные и социальные процессы в их пространственном выражении.
Таким образом туристические экскурсии в средней школе являются важной составляющей в изучении географии своего края. Выше изложенное и обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель нашей работы состоит в уточнении понятия школьных туристических экспедиций и выявление возможностей туристической работы в реализации, регионализации географического образования.
Объект исследования – туристическая работа в средней школе, а предмет исследования – возможные пути туристической работы в процессе изучения географии своего края.
Методической основой написания нашей работы послужили труды:
Даринского А.В. Региональный компонент содержания образования;
Лебединского Ю.В. Слеты и соревнования юных туристов;
Любов М.С. География Нижегородского края;
Николиной В.В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин;
Путрика Ю.С., Светникова В.В. Туризм глазами географа;
Сухамлинский В.А. Сердце отдано детям;
Основными методами нашего исследования послужили: аналитический, литературный, описательный, метод анкетирования и беседы, а так же педагогический эксперимент проводимый в процессе туристического похода по р.Пьяна в 2001-2003 г.г.
В работе были представлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и научно-методологическую литературу по теме исследования.
2. ............