Кандидат педагогических наук Е.А. Бабенкова
Т.М. Параничева
Институт возрастной физиологии РАО, Москва
Введение. В работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, особое значение придается врачебно-педагогическому контролю, который осуществляется на уроках физической культуры.
Физическое воспитание детей представляет собой систему из четырех видов обучения: основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное:
- основной вид обучения включает занятия или уроки физической культуры;
- дополнительный вид представлен физкультурно-оздоровительными и физкультурно-спортивными мероприятиями;
- факультативное обучение включает: спортивную тренировку, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия и лечебно-оздоровительные занятия (в специальных медицинских группах, в группах лечебной физкультуры во врачебно-физкультурных диспансерах и поликлиниках);
- самостоятельное обучение включает: абонементные группы по разным видам спорта, досуговые занятия, экскурсии и походы с родителями.
Организация и методы исследования. Организация физического воспитания учащихся в образовательной школе определяется учебной программой по физической культуре; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, и другими документами.
В настоящее время актуальной является проблема адаптивного физического воспитания, т.к. существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеют, особенно необходима двигательная активность, адаптированная к функциональному состоянию организма.
Дети, относящиеся по показателям здоровья к медицинским группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых детей: занятия с ними необходимо проводить в специальных медицинских группах (СМГ). Чем больше комплекс физических упражнений, методов, различных форм организации занятий СМГ, тем эффективнее процесс физического воспитания болеющих детей.
Занятия физической культурой с детьми, отнесенными к СМГ, имеют свои особенности. Группы этих учащихся комплектуются по заключению врача и оформляются приказом директора школы.
Критерии комплексной оценки занятий в СМГ - один из видов врачебно-педагогического контроля. Основным критерием для включения учащегося в СМГ является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
Следующий критерий - выяснение степени физической подготовленности, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности больного ребенка. Такое обследование может проводить педагог совместно с врачом на основании данных анализа состояния здоровья.
Один из важных критериев отбора - функциональное обследование учащихся с нарушением в центральной нервной системе (ЦНС), от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций.
Учет состояния ЦНС ребенка исключительно важен для оказания эффективной помощи физическими упражнениями. Учитель физкультуры должен наблюдать за состоянием здоровья детей, использовать все средства для создания положительного эмоционального фона во время занятий, чтобы вселить в ребенка уверенность в своих силах. ............