1. Назначение посадок на гладкие цилиндрические соединения
Выбор различных посадок для подвижных и неподвижных соединений производят на основании предварительных расчетов, экспериментальных исследований.
Расчеты подвижных посадок заключаются в установлении необходимого зазора или обеспечения жидкостного трения. Расчеты неподвижных посадок сводятся к определению прочности сопрягаемых деталей, а также к определению усилий запрессовки и распрессовки.
Переходные посадки предназначены для неподвижных, однако, разъемных соединений деталей. Неподвижность в них достигается с помощью различных элементов. Переходные посадки обеспечивают хорошее центрирование соединяемых деталей и их легкую сборку. Отверстие в переходных посадках обычно принимают на один квалитет грубее вала.
Рассмотрим одно из гладких цилиндрических соединений узла Д2 – соединение зубчатого колеса с валом с номинальным размером D2 = 22 мм. Неподвижность этого соединения обеспечивается шпонкой, поэтому здесь нет необходимости применять посадку с натягом. В таком соединении целесообразно применить одну из переходных посадок. В соответствии с рекомендациями (3, с. 322) выбираем посадку, Н7/k6 которая обеспечивает хорошее центрирование и возможность легкой сборки и разборки.
Для выбранного сопряжения определим размерные параметры деталей. По стандарту (6) находим верхние и нижние предельные отклонения размеров отверстия: ES = +21 мкм, EI = 0 и вала es = +15 мкм, ei = +2 мкм.
В соответствии с рис. 1 определяем предельные размеры Dmax, Dmin, dmax, dmin, допуски размеров TD и Td, зазор Smax и натяг Nmax; допуск посадки Tn, Dmax= D + ES = 22 + 0.021 = 22.021 мм Td= es – ei = 0.015 – 0.002 = 0.013 мм, Dmin= D + EI = 22 + 0 = 22 мм Smax= ES – ei = 0.021 – 0.002 = 0.019 мм, TD= ES – EI = 0.021 – 0 = 0.021 мм, Nmax= es – EI = 0.015 – 0 = 0.015 мм, dmax= d + es = 22 + 0.015 = 22.015 мм, Tn= TD + Td = 0.021 + 0.013 = 0.034 мм.
2. Назначение посадок для подшипников качения
В соответствии с заданным режимом работы узла назначаем вначале посадки для подшипников по размерам: 1) D7= 20 мм и D8=52 мм; 2) D4 = 25 мм и D5 = 62 мм.
Посадку вращающихся колец подшипников для исключения их проворачивания по посадочной поверхности вала или отверстия корпуса в процессе работы под нагрузкой необходимо выполнять с гарантированным натягом. Посадку одного из не вращающихся колец двухопорного вала необходимо проводить с гарантированным зазором для обеспечения регулировки осевого зазора или натяга, а также для компенсации температурных расширений валов или корпусов.
Поскольку в данной курсовой работе не ставится задача определения этих параметров, то для выбора посадок необходимо учитывать указанный в задании режим работы подшипника, в данном случае нормальный, т.е. 0.07£ P/C£ 0.15.
Из конструкции узла следует, что внутреннее кольцо подшипника вращается вместе с валом, или оно испытывает циркуляционное нагружение, а наружное кольцо испытывает местное нагружение, так как оно неподвижно относительно радиальной нагрузки.
Исходя из этих условий, т.е. режима работы и характера нагружения по (22, табл. 1 и 3 прил. 5) принимаем посадку внутреннего кольца подшипника на вал 1) Æ20k6, 2) Æ25k6, а посадку наружного кольца в корпус 1)Æ52 Js7, 2)Æ 62 Js7.
Для посадки 1)Æ20 k6 верхнее предельное отклонение отверстия внутреннего кольца ES= 0, а нижнее EI= -8 мкм. ............