Часть полного текста документа:Венеция: один день на Большом канале Если вы ненавидите шумные городские магистрали, то можно очень постараться и, живя в Москве, Париже, Нью-Йорке, месяцами избегать Тверской, Елисейских полей, Бродвея. В Венеции (как и в Санкт-Петербурге) это невозможно. С какой бы стороны вы ни подъезжали к ней, как бы в ней ни перемещались, Большого канала не миновать. Прилетаете на самолете - из иллюминатора перед вами разворачивается знаменитый вид: перламутровая раковина города и синий изогнутый росчерк Большого канала. По-моему, он напоминает огромный вопросительный знак с игриво загнутым концом, а по мнению некоторых серьезных венецианологов, - устройство "внутреннего уха", вестибулярный аппарат человека. Погружение в Лету Приплываем на водном такси от аэропорта и сразу втягиваемся из Лагуны в широкое устье Канала там, где комплекс Таможни с флюгером - фигурой Фортуны на золотом шаре, а на заднем плане - колоссальная церковь Санта-Мария-делла-Салуте. Подъезжаем на автобусе или поезде - в центр города можно попасть только на водном транспорте Большого канала. "Неизбежность" Канала обеспечивает его главную функцию - быть жизнетворной артерией Венеции. Только вектор "пассажиропотока" с веками изменился. В древности торговые суда из Византии и Леванто поднимались "снизу вверх", от Таможни к мосту Риальто, и там разгружали свои экзотические товары. Сегодня большинство гостей начинают путь от автобусного вокзала на Пьяццале-ди-Рома или от железнодорожного (Санта-Лучия), а потом плывут "сверху вниз". Известен афоризм Павла Муратова о том, что "Есть две Венеции..." (одна - это та, что до сих пор "что-то празднует"... другая скрыта в тихих переулках, и ее нельзя угадать по легкой жизни на площади Св. Марка). Точно так же есть два Больших канала, два образа его. Один - наполненный шумной разноязычной туристской толпой, с которой сливаешься, вступая на борт моторного катера. Другой - идеальная улица-река с прекрасными палаццо, с гондолами, медленно рассекающими спокойную гладь воды. Лучшая метафора Каналь Гранде - это его сравнение с Летой, протекающей согласно поверьям древних греков в царстве Аида. Души умерших отпивают из ее вод и забывают все, что осталось позади. В принципе то же самое - забвение всего суетного, всего, что порождает тревоги в повседневной жизни, - должно случаться с каждым гостем Венеции. Но это только "в принципе". К сожалению, идеальная Венеция, какой мы ее себе представляем по картинам, книгам, фильмам и основанным на них мечтам и грезам, нам сегодня недоступна. По крайней мере, в районе Большого канала. И главная причина того - мы сами, гости. Нас просто слишком много, тех, кто решил обрести здесь счастье. Нас невозможно, нестерпимо много. Толпа страждущих увидеть гармонию ее же разрушает. Турист сегодня - главный герой, захватчик и тиран Большого канала. Все прочие персонажи: дожи и купцы, дипломаты и герцогини, великие художники и наследники престолов существуют как тени, фантомы, духи места. Все реальные венецианцы, встречающиеся на Канале, либо обслуживают туристов, либо бочком пробираются между ними. Двуликий Канал Итак, есть два Канала - и два пути движения по нему. Первый - как бы "по течению" - с чемоданом в одной руке, с фотокамерой и путеводителем в другой, штурмовать многоместный катер ("вапоретто"- катерок), идущий минут 40 вдоль всей улицы по маршруту № 1 со всеми остановками. ............ |