Часть полного текста документа:Великая Отечественная война (1941 - 1945 гг.) Подготовка к войне. О необходимости укрепления обороноспособности страны И.В. Сталин заявлял еще в середине 20-х гг. В 1933 г. через 3 дня после прихода к власти А. Гитлер раскрыл свои планы о "захвате нового жизненного пространства на Востоке". Поэтому в 30-е гг. советское правительство постоянно добивалось повышения военного могущества страны. В результате индустриализации в СССР была создана мощная промышленность, позволявшая развернуть производство необходимого для обороны страны количества существовавших тогда видов оружия и боевой техники, и строго централизованное сельское хозяйство. В условиях нараставшей военной угрозы в СССР были предприняты меры по расширению военного производства. Прежде всего, были резко увеличены бюджетные ассигнования на оборону. Если в 1938 г. они составили 23 млрд. руб., то в 1940 г. - 57 млрд. руб. С конца 30-х гг. в восточных районах страны - в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Дальнем Востоке - развернулось строительство военных заводов - дублеров, которые в случае войны должны были заменить разрушенные или захваченные врагом предприятия. Военное производство развивалось ускоренными темпами: если общий объем промышленной продукции за год увеличивался в среднем на 13%, то в военной промышленности - на 39%. На решающие направления работы по развитию военного производства были направлены опытные организаторы и руководители - Н.К. Байбаков, Б.Л. Ванников, В.В. Вахрушев, Н.А. Вознесенский, А.Н. Косыгин, А.И. Микоян, М.Ф. Тевосян, Д.Ф. Устинов и др. Работникам военной промышленности, ученым, конструкторам была поставлена задача: в сжатые сроки создать и освоить новые образцы оружия и боевой техники, полностью отвечающие требованиям современной войны. В 1938-1940 гг. были созданы, испытаны и приняты для серийного производства самолеты-истребители Як-1 (конструктор А.С. Яковлев), МиГ-3 (конструкторы А.И. Микоян, М.И. Гуревич), ЛаГГ-3 (конструкторы С.А. Лавочкин, М.И. Гудков, В.П. Горбунов), пикирующий бомбардировщик Пе-2 (конструктор В.М. Петляков), самолет-штурмовик Ил-2 (конструктор С.В. Илюшин). В первой половине 1941 г. советские авиазаводы выпустили около 2700 самолетов новых типов. В конце 1939 г. началось производство танков новых конструкций - тяжелого танка КВ (конструктор Ж.Я. Котин), аналогов которому в мире не было, и среднего танка Т-34 (конструкторы М.И. Кошкин, А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко). С января 1940 г. до начала войны было выпущено 639 танков КВ и 1225 - Т-34. Накануне войны на вооружение армии поступили новые образцы артиллерийских орудий: полковая и дивизионная 76-мм пушки, 122-мм гаубица, 152-мм пушка-гаубица и др. (конструкторы Ю.А. Победоносцев, И.И. Гвай, Л.Э. Шварц, В.А. Артемьев и др.). Были созданы и запущены в производство пистолеты-пулеметы (автоматы) конструкций В.А. Дегтярева, Г.С. Шпагина и др. Целый ряд наименований новой военной техники превосходил соответствующую технику немецких войск, а некоторые образцы военной техники просто не имели аналогов в мире (танк КВ, штурмовик Ил-2, 76-мм пушка и др.). Танк Т-34 стал сенсацией для военных конструкторов, и все попытки немецких конструкторов создать подобный танк были безуспешными. Однако Красная Армия по ряду важных видов вооружения и боевой техники в то время отставала от гитлеровской Германии. Кроме того, нападение фашистской Германии на СССР состоялось в тот момент, когда перевооружение Красной Армии только начиналось, и поступившие новые образцы военной техники еще не были освоены личным составом. В 1939 г. ............ |