Часть полного текста документа:УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПАДЕНИЕ ДРЕВНЕАРМЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА План: I. Установление феодализма в Армении 2. Принятие христианства в Армении 3. Борьба между центральной властью и нахарарами 4. Раздел Армении между Римом и Ираном. Падение древнеармянского государства 5. Месроп Маштоц и создание армянской письменности I. Установление феодализма в Армении В III-V вв. н. э. страны Передней Азии и Средиземноморья совершают переход от старой, рабовладельческой общественно-экономической формации к новому более передовому феодальному строю. Хотя ранний феодализм нес с собой ослабление связей между странами и народами, некоторое экономическое и культурное обособление, деградацию городской жизни и т. п., но это отступление было временным явлением, за которым последовал новый подъем в развитии общества. Армения не составляла исключения среди стран, двигавшихся к феодализму, и даже находилась в их передних рядах: процессы феодализации начались здесь раньше и протекали быстрее, чем в тех обществах, где рабовладельческий строй пустил более глубокие корни. Наступление новой эпохи знаменовалось образованием двух новых классов феодалов-землевладельцев и находившихся в феодальной зависимости крестьян. Образование нового эксплуатируемого класса явилось результатом двух встречных процессов. Свободные сельские общинники-шинаканы, которые прежде лишь платили налоги и подати государству и выполняли для него повинности, теперь оказались под дополнительным гнетом: они обязаны были отдавать часть продукта своего труда завладевшим их землями феодалам и нести повинности для них взамен права пользования землей. Усиление эксплуатации прежде свободных общинников в различных странах принимало разные формы, в определенных случаях приводя к прикреплению общинников ,к земле, к крепостным отношениям. С другой стороны, изменился также характер эксплуатации ишаков-земледельцев, трудившихся в частновладельческих хозяйствах (дастакертах-агараках). Эксплуатация рабовладельческого типа с ее низкой производительностью труда уже не удовлетворяла новым условиям. Земледельцы- мшаки ценой борьбы и по мере развертывания феодального способа производства постепенно приобретают некоторую самостоятельность и права, которые уравнивали их с общинниками шинаканами в их новом положении. Частновладельческие хозяйства-дастакерты-агараки все больше приобретают облик деревень. Эксплуататорский класс феодалов также имел свои корни в недрах предшествующего общества. В эллинистический; период большую часть территории государства занимали царские земли. В дальнейшем царский земельный фонд начинает неуклонно сокращаться. Царские правители областей- нахарары-постепенно превращают свою должность в наследственную, получают право передавать ее от отца к сыну. В результате этого их права на административное руководство соответствующей областью постепенно превращаются в права феодальной собственности на землю, а сами нахарары-в подлинных князей-феодалов. Параллельно термин "нахарар" переживает смысловую эволюцию-от назначенного царем правителя области до владетельного князя. В IV в., судя по историческим источникам, упомянутые процессы зашли довольно далеко: большая часть территории государства принадлежит уже не царю, а нескольким десяткам нахарарских феодальных домов, а также церкви, тоже являвшейся крупным феодалом. ............ |