История России
Уроки Второй мировой войны и основные направления фальсификации ее итогов
Введение
Проблема насилия, войны и армии тесно связана с развитием общества, с поиском путей ненасильственного мира, с развитием многих противоречий в социуме. Традиция анализа насилия, войны, армии и ненасильственного мира своими корнями уходит в глубокую древность, в мифологическое мировоззрение человечества. У нее в гомеровском эпосе, поэзии Геосида и орфиков четко ставятся вопросы об источниках, причинах насилия и войны, намечаются первые пути их разрешения.
Особое внимание военно-филосовская мысль уделила и уделяет проблеме крайнего проявления насилия – войне, военным конфликтам и другим формам вооруженного насилия. Война на протяжении веков сопровождала бытие человечества принося радость одним, страдания и горе другим людям, заливая землю кровью и заваливая трупами, павших в сражениях.
В стихотворении Саши Черного «В детской» мы находим такие отрадные и горькие слова:
«Сережа, я прочел в папашином труде,
Что плавает Земля в воде,
как клецка в миске супа.
Так в древности учил мудрец Фалес – Милетский
И глупо –
Уверенно раздался голос детский.
Ученостью своей, Павлуша, не дави
не смыслит твой Фалес, как видно, не бельмеса
Мне дядя говорил, а он умней Фалеса,
Что плавает Земля семь тысяч лет в крови».
Эта проблема особенно острой стала в ХХ веке, который принес миру две мировые войны и массу региональных войн и военных конфликтов, породил международный терроризм, как навое проявление насилия. ХХ век со всей очевидностью подтвердил тесную связь войны и политики. Многообразие в этой связи оценок одних и тех же военно-политических явлений.
I. Социальная сущность войны и ее взаимосвязь с политикой на примере уроков Второй мировой войны
Войны всегда воздействовали на все сферы общественной жизни, затрагивали коренные интересы воюющих государств и их социальных групп, вызывали у них определенные отношения к ходу и исходу вооруженной борьбы, соответствующие оценки её итогов и уроков. Являясь продолжением политики определенных социальных сил накануне войны, вооруженная борьба вносит коррективы в политику в ходе её, и может коренным образом изменять её в процессе послевоенного устройства. В этом смысле вторая мировая война исключения не составила. Вторая мировая война имела свои специфические причины и черты, отличавшие её от первой мировой войны. Однако две мировые войны можно рассматривать, как проявление глобального кризиса системы международных отношений конца Х1Х – первой половины ХХ века. Начало положило принципиальное изменение геополитики в последней трети Х1Х столетия, изменившие расстановку сил на мировой арене:
- возникновение в центре Европы мощной Германской империи и её последующий бурный экономический и военный рост, формирование политики, направленной на насильственный передел внешнеполитических, колониальных сфер влияния;
- противоречия России и союзницы Германии Австро-Венгрии на Балканах; перенесение центра тяжести российской внешней политики с Дальнего на Ближний Восток и в Европу после русско-японской войны;
- относительное ослабление к началу ХХ века Британской империи, которая постепенно проигрывала в экономическом соревновании с США и Германской империей; угроза существования Британской империи со стороны Германии; осуществляющей торговую и политическую экпансии. Нарушение международного равновесия сил заставило Великобританию отказаться от традиционной политики «блестящей изоляции», мирового фаворита и заключить договор с Францией и Россией.
Однако раскол Европы на два враждебных блока не предотвратил сползания к глобальному вооруженному конфликту. ............