Федеральное агентство по образованию и науке
Министерство образования Российской Федерации
ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»
Факультет педагогики и методики начального образования
Конспект урока по теме:
Трудные времена на Русской земле
2010
Тема урока: «Трудные времена на Русской земле»
Цель: сформировать представление о важных событиях13 века.
Задачи:
образовательная: изучить нашествие хана Батыя и историческое значение Невской битвы, сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества
развивающая: развивать мышление, воображение, память.
воспитательная: воспитывать любовь и уважение к Родине.
Ход урока
I Орг.момент
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель: Тема нашего урока: «Трудные времена на Русской земле».
II Проверка домашнего задания.
Но перед тем как приступить к новой теме урока. Мы должны проверить домашнее задание.
Индивидуальная работа по карточкам:
Карточка 1. Как было организовано управление в Древней Руси?
Карточка 2. Каковы заслуги князя Владимира?
Учитель: Пока двое учеников будут отвечать на вопросы в карточках, мы проверим домашнее задание.
Ученик: Пересказ текста и на странице 53 и задание под звездочкой.
Учитель: Вам надо рассказать о Древнем Новгороде
(Ученики отвечают домашнее задание)
III Работа над новой темой. Слово учителя:
В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Сначала выясним, кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.
Монголы жили в юртах-легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого война. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием. (Показ иллюстраций с изображением монголо-татарского война, и жилища монголо - татар).
Учитель: Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их.
Ученик 1: Русские войны одеты в кольчуги, состоящие из металлических колец. Из оружия у них: копье и булава. Монгольский воин нарисован на коне, у него много различного оружия: сабля, лук и стрелы, копье.
Ученик 2: Монгольский воин имеет лучшее снаряжение.
(Продолжение рассказа учителя).
Учитель: Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. ............