Часть полного текста документа:Упражнения на понимание и построение текста Все учителя русского языка (да, впрочем, и других предметов) хотят, чтобы их ученики точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно. У одних детей это получается хорошо, у других - не очень, у многих - совсем плохо. Успех здесь во многом зависит от способностей, от речевой и общей культуры семьи. Школа, конечно, тоже участвует в развитии речи учащихся, предлагая им читать книги, учебные и художественные, побуждая к речевой деятельности: устному пересказу и рассуждению, составлению планов и тезисов, написанию сочинений и изложений - и оценивая результаты. Когда результаты нас не удовлетворяют, мы говорим: "Фактические ошибки, бедный язык, повторы; нарушена последовательность, пересказ вместо рассуждения; бездоказательно, нет опоры на текст",-и иногда предлагаем выполнить работу над ошибками или переписать все. Механически ликвидировать повторы могут многие ученики, выстраивая из "синонимов" и местоимений цепочку вроде "заяц - зверек - он - косой" или "Пушкин - он - поэт - стихотворец", но нас и это не устраивает, а остальные учительские претензии и вовсе ставят детей в тупик и вызывают либо раздражение непонятностью, либо ощущение бессилия и обреченности. Строго говоря, мы спрашиваем с детей то, чему их специально не учили. Многие учителя понимают, что речевые навыки нужно отрабатывать с учащимися специально, причем делать это необходимо, во-первых, опираясь на изученный грамматический материал, а во-вторых, планомерно, систематически, проявляя настойчивость, соизмеримую с усилиями, которые обычно затрачивают на трудные орфографические правила, например правописание безударных гласных корня. Само собой разумеется, что, как и в случае с безударными гласными, никакая продуманная система не обеспечит стопроцентного успеха. Но планомерное, осмысленное выполнение предлагаемых упражнений дает ощутимые разультаты. Известно, что недостаточно уметь складывать буквы в слова, чтобы понимать прочитанное. Часто ученики и начальной школы, и постарше торопятся, пропускают мимо сознания слова, особенно служебные или вводные, довольствуются приблизительным общим смыслом. Специальные упражнения на понимание прочитанного (раздел I) состоят из текста и некоторого количества пронумерованных утверждений . Ученики читают текст какое-то время - учитель, зная класс, сам решит, сколько минут нужно для того, чтобы прочитать текст два-три раза , - откладывают его в сторону и только после этого читают утверждения и дальше действуют по заданию, например выписывают номера правильных или неправильных утверждений или сортируют утверждения . Эти упражнения можно выполнять начиная с пятого класса. Рассмотрим проблемы повторов и синтаксической бедности языка. Они, конечно, взаимосвязаны. Многие пяти- шестиклассники, а то и старшеклассники привыкли употреблять простые, короткие, однообразные по структуре предложения, обычно двусоставные, начинающиеся с обстоятельства или подлежащего и ничем не осложненные. Тогда, естественно, они вынуждены использовать в целом ряде предложений одинаковые подлежащие-существительные, изредка перемежая их личными местоимениями. И тут бессмысленный, немотивированный повтор, если применить медицинскую терминологию, не болезнь, а симптом, то есть внешнее проявление существенного порока. ............ |