Введение
Знания – это такой же актив, как финансы, отношения с клиентами или бренд. Любая компания обладает и управляет ими, различие лишь в том, насколько это управление осознанно.
Сегодня невозможно представить по-настоящему эффективную организацию, не занимающуюся в той или иной мере управлением знаниями. Успешный опыт в этой области демонстрируют совершенно разные компании: Microsoft, Газпром, РАО ЕЭС, British Petroleum, Северсталь, McKinsey & Company и многие другие.
Управление знаниями не ограничивается их накоплением внутри компании - оно направлено на распространение знаний среди сотрудников и постоянное их использование. Как заметил Франческо Петрарка: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам».
1. Отличия знаний от других ресурсов
Человек, передающий знание, остается его владельцем - одно знание может передаваться неограниченное количество раз, и при передаче знания у него становится на одного владельца больше.
Знание не изнашивается, скорее, наоборот - при постоянном использовании оно развивается и становится более ценным.
Знание существует виртуально и может быть как формализованным (явным), так и персонализированным (скрытым); другие ресурсы существуют объективно.
2. Управление знаниями
Управление знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании. Критерием его эффективности является возможность сотрудника компании своевременно получить требуемое знание, т.е. сотрудники службы УЗ обеспечивают остальных сотрудников компании:
необходимыми знаниями
в требуемом количестве
в нужном месте
в установленное время
требуемого качества
по приемлемой цене
Вариативность подходов к управлению знаниями является следствием различий между формализованными и персонализированными знаниями. На этих различиях базируются 2 основных подхода:
№ . Управление формализованными знаниями Управление персонализированными знаниями 1 Концептуальная схема
2 Генерация знаний Знание генерируется человеком и впоследствии кодифицируется, либо создается информационной системой на основании уже имеющихся знаний Знание генерируется человеком, который и становится его владельцем 3 Хранение знаний Физические носители информации Головы людей 4 Распространение знаний Посредством информационной системы и/или имеющихся материалов Системы наставничества, корпоративные университеты 5 Основной акцент в управлении Информационная система, упрощающая формализацию, хранение, распространения и использование знания Создание социальной сети, ориентированной на распространение знаний внутри компании 6 Плюсы Разовые инвестиции в формализацию знания и неограниченное дальнейшее его использование Постоянный обмен знаниями стимулирует их генерацию и развитие 7 Минусы
Носители знаний не заинтересованы в его формализации
Далеко не все знания формализуемы (например, плавание или езда на велосипеде)
Постоянные инвестиции в сотрудников, обладающих знанием
Знание покидает компанию вместе с сотрудником
Рассмотрим схему, отражающую связи между блоками знаний внутри компании. ............