Часть полного текста документа:Управление ростом в крупных российских корпорациях: создаются ли в России "великие" компании? Александр Сергеевич Печерский, исполнительный директор Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" Недавно на русский язык был переведен бестселлер по управлению - книга американца Джима Коллинза "От хорошего к великому". В книге опубликованы результаты исследования управления в 11 компаниях, доходность по акциям которых на протяжении 15 лет подряд была ниже или на уровне среднего по рынку, а затем на протяжении 15 лет превышали среднюю по рынку не менее, чем в три раза. Автор описывает, как управляются эти компании и какой философии придерживаются их руководители. Идеи этой книги натолкнули нас на вопрос: а создаются ли в России великие компании? Мы попытались найти ответ на него, используя свой опыт консультационной практики и результаты исследования управления "Менеджмент роста", которое мы провели в 2001 году в успешных промышленных российских компаниях. На протяжении последних лет руководители успешных компаний решали две ключевые управленческие задачи. Первая задача - создание эффективной системы оперативного управления - налаживание каналов сбыта, создание внутренней системы мотивации, внедрение процедур регулярного менеджмента, разделение функций менеджера и собственника и т.д. - в большинстве успешных компаний, в основном, решена. Что касается второй задачи - определения долгосрочной стратегии и модели роста, то здесь дело обстоит иначе. На наш взгляд, крупные российские корпорации пока находятся в стадии поиска своего места в этом мире и не сформулировали долгосрочную стратегию. Коллинз в качестве одной из отличительных черт компаний, сумевших совершить переход от хорошего к великому, выделил "умение смотреть суровым фактам в лицо" В чем же заключаются эти суровые факты для крупных российских компаний? На наш взгляд, их два. Первый состоит в том, что в самое ближайшее время всем из них придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны транснациональных компаний. Второй факт - почти все российские корпорации в десятки раз меньше своих глобальных конкурентов. Для руководителей крупных российских компаний эти факты очевидны. Но умение смотреть суровым фактам в лицо подразумевает умение правильно их интерпретировать и делать выводы важные для стратегии своей компании. Значение и следствия из этих фактов для компании зависит, в первую очередь, от того, как видят руководители будущее компании, ее долгосрочные цели. Все компании, сумевшие осуществить переход "от хорошего к великому", формулируя долгосрочные цели и стратегию, задавались вопросом: "Что мы можем делать лучше всех в мире?". В российских корпорациях такой вопрос практически не ставится. Большинство компаний формулируют задачи в рамках лидерства на национальном рынке. Иногда формулировка несколько меняется и звучит "На каком рынке мы можем войти в тройку или пятерку мировых лидеров?" - но, не более того. Мы полагаем, что успешно удерживать лидерство на национальном рынке в долгосрочной перспективе возможно только в том случае, если наши компании будут делать что-то лучше глобальных компаний. ............ |