МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА
СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Центр изучения образовательной политики
Эссе по курсу Управление образовательными системами
Тема: Управление процессом демократизации образования: трудно быть богом
Слушатель: Самсонова Соня Хаимовна
Преподаватель: д.п.н., профессор Лебедев О.Е.
Объем работы: 29943 знаков
Москва
2007/2009 учебный год
Содержание
Введение
Часть 1 Школьная образовательная практика как источник запроса на исследование
1.1 Описание ситуации
1.2 Опыт изучения готовности участников образовательного процесса к согласованию интересов
Часть 2 Теория и практика демократизации образования
Часть 3 Гипотезы об основных дефицитах системы образования в контексте задачи демократизации
Часть 4 Описание направлений управленческих действий для разрешения противоречий
Заключение
Литература
Введение
Изначально мы формулировали тему данной работы иначе («возможности и перспективы трехсторонних договорных отношений (администрация школы – родители - старшеклассник) в современной средней школе»), однако в ходе работы с источниками мы обнаружили, что на сегодняшний день вопросы согласования интересов и определения позиций субъектов представляют огромную сложность и требуют дополнительных исследований. Частично задачу разработки такого рода исследования мы решали в работе по курсу социологии образования, нам удалось сформулировать ряд вопросов, ответы на которые необходимо получить для проектирования управленческой деятельности в направлении развития договорных отношений в школе. Ситуация с критериями и индикаторами субъектности участников образовательного процесса является неясной отчасти в силу неготовности самих участников к разговору об их позиции, отчасти в силу новизны критериально-индикаторного подхода для российского образования в целом. Поэтому мы отказались от первоначальной задачи и решили изучить контекст зафиксированной нами ситуации и попытаться понять, как ее можно преодолеть.
В нашем понимании необходимость согласования интересов возникает в связи с процессом демократизации образования, с выходом в новую плоскость отношений между участниками образовательного процесса. И в общем можно сказать, что эта плоскость задается не натуральным ходом событий, а в связи с насаждением новых социальных норм на отсутствие адекватных культурных способов и психологической готовности их освоения.
Уже сейчас мы используем такие неоднозначные термины как «демократизация», «субъект», «образование» и выдвигаем довольно смелые гипотезы. Все это требует определений и аргументации. Мы постараемся ликвидировать обозначенный дефицит в первой части работы, целью которой является разработка перечня управленческих действий по содействию демократизации системы образования для подготовки участников образовательного процесса к открытому обсуждению собственных интересов в области достижения образовательных результатов, условий, границ ответственности и компетенций.
В задачи работы входит
§ Анализ ситуации, являющейся «вызовом» для современного этапа развития демократической образовательной системы
§ Рассмотрение отечественных и зарубежных работ по теме демократизации образования
§ Выдвижение гипотез об основных дефицитах системы образования в контексте процессов демократизации и условиях их преодоления
§ Описание направлений управленческих действий для разрешения противоречий.
Часть 1 Школьная образовательная практика как источник запроса на исследование
1.1 Описание ситуации
1. В Старшей Школе Гимназии «Универс» существует практика заключения договоров между Школой и Родителями, Школой и Старшеклассником. ............