Обзор по статье Тиханкова В. В. "Ценообразование и экономические отношения между подразделениями внутри одного предприятия"
Данная статья была опубликована в журнале "Финансовый менеджмент" №3, 2004.
Целью статьи является изучение механизмов ценообразования, обеспечивающих прибыльность всей компании и каждого ее подразделения в отдельности.
Цель статьи требует решения следующих задач:
- определить особенности внутреннего ценообразования;
- изучить методы ценообразования;
- рассмотреть сущность внутреннего кредитования;
- изучить организацию информационного обеспечения.
В данной статье автор использовал теоретические методы исследования такие, как: исторический анализ проблемы, метод систематизаций, и эмпирические методы: анализ фактической документации, математическое моделирование.
В рыночных условиях ведения хозяйственной деятельности отпускные цены предприятия определяются платежеспособным спросом, т.е. потребностью потребителей в той или иной продукции, работах, услугах, с одной стороны, и способностью потребителей оплатить их — с другой.
Для достижения высоких экономических результатов предприятие или подразделение предприятия традиционно добивается увеличения своей прибыли не столько за счет повышения отпускных цен, сколько за счет снижения затрат на производство и реализацию своей продукции.
С этой целью для отдельных подразделений внутри одного предприятия или холдинга очень часто устанавливаются внутренние цены или расценки на продукцию (работы, услуги), которые существенно отличаются от цен для внешних потребителей. Такие цены служат информационной базой для принятия управленческих решений.
Следует отметить, что руководитель подразделения, принимая эти решения в целях повышения эффективности и прибыльности своего подразделения, должен действовать в соответствии с общей политикой компании и способствовать увеличению прибыли компании в целом.
Прибыль, формируемая на основе внутренних цен, является показателем уровня управления отдельно взятой бизнес-единицы, а сами внутренние цены, в свою очередь, обеспечивают определенную самостоятельность руководителям в принятии управленческих решений.
Отметим, что введение внутрифирменного ценообразования в дивизионной системе управления должно преследовать следующие цели:
¾ учет товарных запасов по внутренним ценам;
¾ стимулирование руководителей бизнес-единиц, обеспечивающих прибыльность того или иного направления;
¾ раздельный учет бизнес-единиц и оценка их вклада в общую прибыль компании;
¾ постановка аналитического учета, так как внутренние цены более стабильны и обеспечивают более корректное ценообразование;
¾ минимизация налогообложения (если каждая бизнес-единица является отдельным юридическим лицом) путем перераспределения прибыли.
В зависимости от выбранной структуры управления внутренние цены могут формироваться на полуфабрикаты, изделия или готовую продукцию. Например, возможна ситуация, когда одно направление бизнеса производит некий полуфабрикат и продает его другому подразделению для доработки. Также возможна ситуация, когда одно подразделение передает по внутренним расценкам другому подразделению определенный готовый продукт (это возможно, если бизнес поделен не по производственному признаку, а исходя из направления деятельности).
Основой для установления внутренних цен могут служить рыночные цены, предельные затраты, издержки производства, договорные и нормативные цены.
Рыночные цены используются для внутрифирменного ценообразования в том случае, когда цена конкретного продукта или полуфабриката на рынке является наиболее подходящей базой для формирования внутренних цен.
Когда передача продукта происходит по рыночной цене, то возможна полная оценка работы бизнес-единицы. Если поставляющего подразделения не существует, то продукт или полуфабрикат покупается на рынке по текущей цене. ............