Эдyapд Bлaдимиpoвич Гpoмoв, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Понятие имиджа чаще ассоциируется с чисто внешним впечатлением о человеке. Управленческий имидж — это больше, чем внешний образ или набор особенностей личности. Управленческий имидж — это образ, который специально создается в сознании подчиненного и помогает ему выбирать решения и действия, удовлетворяющие интересам и желаниям руководителя, даже при отсутствии непосредственных указаний. Через этот образ руководителя, как через призму, проходят все указания и интерпретируются в соответствии с ним.
Типична ситуация, когда руководитель не заботится о собственном образе, а думает только о технологическом процессе. Он раздает производственные указания, абсолютно не задумываясь о том, что влияет на их реальное выполнение. В частности, какой его образ существует в голове у подчиненного и, интерпретируя данные им указания, создает мотивацию на их исполнение.
Любое управленческое действие, в действительности, состоит не из двух этапов: «указание — исполнение», а из четырех:
«указание — интерпретация — мотивация — исполнение».
Как раз к стадии интерпретации и мотивации и имеет самое прямое отношение образ руководителя.
Управление человеком заключается, главным образом, в возможности влиять на его выбор. Это влияние может осуществляться либо через управление обстоятельствами, в которых человек действует (ситуативное управление), либо через влияние на самого человека (личностное управление). Именно в личностном управлении оказывается актуальным понятие управленческого имиджа.
Понятие имиджа чаще ассоциируется с чисто внешним впечатлением о человеке. Управленческий имидж — это больше, чем просто внешний образ или набор особенностей личности. Управленческий имидж — это образ, который специально создается в сознании подчиненного и помогает подчиненному выбирать решения и действия, удовлетворяющие интересам и желаниям руководителя, даже тогда, когда нет непосредственных точных указаний. Через этот образ руководителя, как через призму, проходят все указания и в соответствии с ним интерпретируются. Когда подчиненный совершает какое-то действие, он совершает его в соответствии с осознанно или неосознанно моделируемой, потенциальной реакцией руководителя. Это моделирование происходит как раз через имеющийся образ руководителя. Он не дает прямых указаний, однако сотрудники способны самостоятельно, учитывая политические и экономические интересы своего шефа, моделировать и принимать выгодные для него решения.
Стандартная ситуация
Обычная модель управления строится на том, что когда руководитель дает указания, он предполагает, что подчиненный, в соответствии с этими указаниями, будет делать то, что требуется. Но проблема заключается в том, что отношение к подчиненным как к машинам, которым задали программу и они начинают работать в рамках своих технических параметров, приводит к непониманию руководителем причин искажения своих указаний: «Почему, если я дал правильные указания, снабдил его всеми ресурсами, он не сделал того, что требуется, притом что он, в принципе, способен это сделать?». ............